Этапы | Ход занятия: |
1. Орг. момент | - К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?  |
2. Артикуляционная гимнастика | Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).   Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).  Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).   А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).  Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).  А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).  |
3. Объявление темы занятия | - Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш]. |
4. Постановка звука | Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной Постановка звука [ш] по подражанию Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т] Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р] Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с] Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч] Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки. |
5. Анализ артикуляции |  В каком положении находятся губы? В каком положении находятся зубы? Где находится кончик языка? Где находятся края языка? Какая струя воздуха выходит изо рта? (Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.) - Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. |
6. Закрепление изолированного звука | По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). - Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.  По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.  |
7. Развитие фонематического слуха | Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник». - А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш |
8. Закрепление звука в слогах | Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.  - Давай, споём вместе с ними. |
9. Закрепление звука в словах | Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш] - Давай назовём их….  |
10. Закрепление звука в предложении | - Давай назовём их…. У Миши новая . Папа едет на . Даша нашла . Маша помогает . |
11.Домашнее задание | Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится: - в начале слова; - в середине слова; - в конце слова. |
12. Итог занятия | - Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось! - С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. - А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.  |
13. Оценка занятия | - Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.  |