Подготовила: Воспитатель
Удовина Галина Михайловна
МБДОУ «Детский сад №2»
г. Усолье - Сибирское, 2017г.
Конспект НОД на тему «Семья»
для детей среднего дошкольного возраста
Цель: формирование у детей эмоционально-положительного отношения к близким людям.
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом; обогащать первоначальные представления о функциях людей разного пола и возраста в семье; обучать способам проявления заботы к членам семьи; учить образовывать уменьшительно-ласкательные слова.
Развивающие: развивать мышление, память, внимание, воображение, речь.
Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общим делам своей семьи.
Оборудование: игрушка заяц Степашка, настольно-печатная игра «Семейные обязанности»; стенд с фотографиями по теме «Моя семья»; картинки с изображением семьи зайки; мольберт; иллюстрации с изображением мальчика и девочки, которые выполняют домашние дела.
Предварительная работа: закрепление фамилии, имени, отчества родителей. Разучивание стихотворений о маме, папе, семье. Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Рисование на тему: «Человек».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I Вводная часть:
Воспитатель обращает внимание детей на зайчика Степашку, который держит в лапках коробку.
Воспитатель: Степашка, что это у тебя?
Степашка: мне подарили игру, которая называется «Семейные обязанности», но я не знаю, как играть в нее.
Воспитатель: Степашка, какую замечательную игру тебе подарили, она поможет тебе запомнить мужские и женские обязанности в семье.
Степашка: а что такое семья?
II основная часть:
Воспитатель: Степашка, наши ребята сначала расскажут тебе о семье, а потом мы обязательно тебя научим играть в эту игру. Посмотри на стенд с семейными фотографиями детей нашей группы (Степашка внимательно рассматривает).
Степашка: ребята, почему на этих фотографиях все улыбаются и сидят близко друг к другу?
Дети: в семье все любят друг друга, заботятся, всем хорошо вместе.
Степашка: я тоже принес фотографии (показывает детям картинку со своим изображением). Это моя фотография, я здесь улыбаюсь. А на этой фотографии мы с мамой улыбаемся и сидим близко друг к другу. (Показывает изображение своего папы) Это мой папа. (Показывает детям фотографию своей семьи) А на этой фотографии мы все вместе: я, мама, папа, дедушка, бабушка. Ребята, я не знаю, какую из моих фотографий можно считать семейной: здесь везде улыбающиеся лица и все сидят близко друг к другу.
(Дети помогают выбрать Степашке семейную фотографию и помещают ее на стенд).
Воспитатель: ребята, почему вы считаете, что это семья?
Дети: потому что есть папа, мама, сын, бабушка, дедушка; все любят друг друга; заботятся друг о друге.
Воспитатель: Степашка, расскажи нашим детям о своих родственниках.
Степашка: а кто такие родственники?
Дети: в семье есть много родственников. Это папа, мама, сестры, братья, дяди, тети, бабушки, дедушки.
Степашка: и они живут вместе?
Дети: тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах, городах.
Степашка: в моей семье живут зайцы разного возраста: я – ребенок, папа и мама – взрослые, бабушка и дедушка – пожилые зайцы.
Воспитатель: ребята, расскажите о том, кто живет в вашей семье (рассказы детей). Степашка: ребята, расскажите мне о том, кто и чем занимается в вашей семье? (дети рассказывают).
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Воспитатель: дети, я буду называть кого-нибудь из членов семьи, а вы мне будете говорить, как можно назвать его ласково.
Дети с помощью воспитателя образовывают слова
Дочь - дочечка, доченька, дочурка;
Сын - сыночка, сыночек, сынуля;
Папа - папочка, папуля, папулечка;
Мама - мамочка, мамулечка, мамуля;
Дед - дедушка, дедуля;
Бабушка - бабуля, бабуся, бабулечка;
Сестра - сестренка, сестричка;
Брат - братишка, братик;
Пальчиковая игра «Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре,
(хлопки в ладошки)
Кто живет в моей квартире?
(пожимают плечами)
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать,
(руки в сторону)
Папа, мама, брат, сестра,
(загибают пальцы по одному на каждой руке)
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.
(сжимают и разжимают кулачки)
Степашка: Теперь я знаю, что такое семья! А сейчас научите меня, пожалуйста, играть в игру «Семейные обязанности».
Дидактическая игра «Семейные обязанности»
Дети на мольберте с одной стороны расставляют картинки с изображением работы, которую выполняют женщины дома, а с другой – картинки с изображением мужских обязанностей в семье. Воспитатель: в семье все заботятся друг о друге, каждый выполняет свои обязанности. Кто в доме следит за порядком, красотой и чистотой? Дети: женщины и девочки (дети по просьбе воспитателя выставляют на мольберт картинки с изображением женских обязанностей в семье). Воспитатель: кто в доме выполняет тяжелую работу (покупает продукты, приносит домой тяжелые сумки) и ту, с которой трудно справиться (ремонтирует квартиру, строит дом, передвигает мебель)? Дети: мужчины и мальчики (ставят на мольберт картинки с изображением мужских обязанностей в семье). Воспитатель: ребята, а какие обязанности в семье есть у вас? Дети: помогаем убирать посуду после еды, подметаем пол, выносим мусор и т.д.
Физкультминутка «Мамам дружно помогаем»
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем. Дети наклоняются вперед, двигают руками,
И рубашки, и носочки имитируют полоскание.
Для сыночка и для дочки.
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки. Потягиваются – руки в стороны.
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнет рубашка. Потягиваются – руки вверх.
Дидактическая игра «Как я помогаю дома»
На одной из карточек изображена девочка, на другой - мальчик. К карточке, изображающей девочку (мальчика), нужно подобрать маленькие карточки, изображающие то, как девочки (мальчики) помогают по дому. Воспитатель: почему нужно помогать маме и папе по дому? Дети: чтобы родителям хватало времени на отдых, чтобы успели поиграть с нами, погулять во дворе, посмотреть телевизор. Воспитатель: верно, ребята!
III заключительная часть:
Степашка: дети, спасибо вам за интересные рассказы о семье, за то, что научили играть в замечательную игру! До свидания!