Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Зима» |
Задачи: закрепить знания о зиме и жизни животных в это время года. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации сказки «Зимовье». Учить детей передавать интонацией характер персонажей.
Развивать речевое внимание, фонетический слух, связную, диалогическую речь детей. Активизировать предметный, качественный, глагольный словарь по теме «Зима».
Воспитывать чувство дружбы, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: игрушка Снеговика; ведерко со снежинками; снежный комочек; картинки со спортсменами (лыжник, конькобежец, саночник, хоккеист), интерактивная доска, ноутбук.
Активизация словаря: существительные: буран, метель, вьюга, снегопад
прилагательные: Белый, пушистый, серебристый, сверкающий, мягкий, твёрдый, колючий, мокрый, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, воздушный, тяжёлый, холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье
Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье», изготовление масок для постановки сказки «Зимовье».
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках на ковре. Перед ними на интерактивной доске зимний лес, деревья все в снегу, сугробы.
В: Дети, сегодня к нам на занятие пришёл снеговичок.
Снеговик: Здравствуйте, дети!
Снеговик я не простой,
Прихожу я к вам зимой
С ней мы давние друзья
Вас приглашаю в сказку я.
Ребята, посмотрите, что у меня в ведёрке?
Д:Снежинки.
Снеговик: Подставьте свои ладошки, и я вам дам всем снежинки.
В:Теперь у каждого из вас есть снежинка, а вот когда много-много снежинок падает с неба, что мы говорим?
Д: Снег идёт, буран, метель, вьюга, снегопад.
В: Всё кругом белым бело, всюду снегом замело.
А какой бывает снег?
Д: Белый, пушистый, серебристый, сверкающий, мягкий, твёрдый, колючий, мокрый, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, воздушный, тяжёлый и т.д.
В: Молодцы! В ведёрке снеговичка есть волшебный снежный комочек, он нам покажет дорогу в царство зимушки-зимы.
Комочек покатился и здесь остановился. Зачем ты нас сюда привёл?
А-а, он хочет, чтобы мы выполнили вот это задание. (сноговик достаёт из-под сугроба снежинку, на которой написано задание и читает)
Подбери родственные слова к слову- зима.
Д: Зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье и т.д.
В: Молодцы! Комочек опять покатился и здесь остановился. Ещё одно задание. Прочитай, Полина, какое задание нужно выполнить?
Расскажи стихи о зиме.
В:Ребята, а вы знаете стихи о зиме?
Д: Да. (рассказывают стихи) А.С.Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя…»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»; С.Есенин «Белая берёза».
В: Какие красивые стихи, как хорошо вы их рассказывали. Молодцы, вижу любите вы зиму. А какая она?
Д: Холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая и т.д.
В: За что же вы её любите?
Д:Зимой можно покататься на лыжах, санках, коньках, с горки на ледянках, поиграть в хоккей.
В: Молодцы! Смотрите, комочек снова покатился и здесь остановился.(Воспитатель достает снежинку с заданием) Егор, прочитай, пожалуйста, что нужно сделать?
Собери пазл.
В: Дети, поделитесь на команды и соберите картинку. ( Дети собирают, воспитатель спрашивает, что получилось у каждой команды). Умницы, вы справились с заданием и собрали картинки. Скажите, а как называют человека, который занимается лыжным спортом(дети отвечают-лыжник); а на коньках(конькобежец); на санках(саночник); человек на коньках с клюшкой(хоккеист). Посмотрите на доску, подумайте и скажите, что здесь лишнее? (На интерактивной доске несколько картинок с зимними видами спорта, одна с летним видом)
В:Вы молодцы, но что-то мы устали, давайте поиграем в игру «Весёлые снежинки», берите свои снежинки и вставайте в круг.
2.Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки(идут по кругу)
Покружиться мы не прочь (кружатся)
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь (покачиваются со снежинками)
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок (идут в круг, вытягивая вперёд снежинки)
Мы деревья побелили (движения руками вверх и вниз)
Крыши пухом замели(руки над головой)
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли(присесть , положить снежинки и сесть на стульчики)
В: Вот мы с вами и попали в царство зимушки-зимы.
Ребята, а вы любите сказки о зиме? Послушайте загадку про одну сказку.
Возле леса на опушке
Звери строят там избушку.
Злых гостей не ждут они,
Их прогонят дружно.
Угадайте без подсказки
Название этой сказки?(Зимовье)
В: Как вы понимаете, что такое зимовье? (дети отвечают)
Д: Это дом, в котором можно перезимовать.
В: Отгадайте дети о каком звере из сказки зимовье идет речь.
- розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком (свинья)
- большой, рогатый, мычит, хвост метлой (бык)
- маленький, горластый, яркий, разноцветный (петух)
- пушистый, ловкий, усатый (кот)
- кудрявый, бодатый, блеет страшным голосом (баран)
В:Где же будут зимовать животные в этой сказке, мы узнаем, посмотрев её.
Инсценировка сказки «Зимовье»
Я Борька-бык,
А я – барашек Яшка,
Я Котофеич - кот милашка,
Голосистый петушок-
Петя-красный гребешок.
А я Хавроньюшка- свинья,
Развесёлые друзья.
Мы трудимся, стараемся,
Высокий строим дом.
Мы трудимся, стараемся,
Чтоб звери жили в нём.
Мы дружные зверята,
Не ссоримся совсем.
Мы дружные зверята.
Скажите это всем.
В: Ребята, а кто из зверей какие звуки издает?
Кот – мяукает, петух – кукарекает и т. д.
В: В зимовье у зверей стоит мебель, в названии которой слышатся звуки «р» «р». (кресло, кровать, прихожая, сервант, трюмо, табурет).
В: Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей). В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей). Январь называли "сечень", так как он делит зиму на 2 половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине. Месяц февраль называли "лютый" так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.
В: Хорошая сказка, поучительная. Чему она нас научила?
Д: Жить дружно, в согласии, защищая друг друга.
В:А давайте вспомним пословицы о дружбе.
Д: «Где лад, там и клад».
«Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен».
«Согласному стаду и волк не страшен».
Снеговик: Я думаю, что вы тоже будете такими же дружными и жить в согласии, а мне пора возвращаться.
«До свидания, друзья!
В своё жилище мне пора.
А вы меня не забывайте
И почаще навещайте».
Литература:
Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году». Путешествие в мир природы. Развитие речи.
Владимирская Л.А. «От осени до лета»
Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.
Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие.