Тема урока: «Танцы, танцы, танцы…»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры
Дидактическая цель урока: Знакомство с танцевальным жанром на примере вальса, польки, камаринской.
Задачи:
Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса;
Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру;
Воспитывать интерес к музыке русских композиторов.
Познакомить с понятием танцевальный жанр;
Научить различать виды танцев;
Дать представления вариативности танцевального искусства;
Познакомить с произведениями П. И. Чайковского «Полька», «Вальс», «Камаринская»
Оборудование:
Видеозапись: «Полька», «Вальс», «Камаринская»; Аудиозапись: П. И. Чайковский «Полька», «Вальс», «Камаринская»;
Ход урока
Организационный момент
Внимание!Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок
Все ли на месте?
Все ли в порядке?
Книжки,ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой
Все что надо под рукой.
Подведение к теме урока
(слайд 1)Ребята, к нам в гости пришла королева Мелодии. И она хочет поведать вам свой рассказ, который называется «Жили – были три кита»
«Когда-то, очень давно, люди верили, что Земля похожа на огромный диск, плавающий в океане, для того чтобы она не упала, её крепко держали три мощных кита».
- В «музыкальном океане» тоже существуют «три кита» - три типа музыки, на которых держится почти весь музыкальный мир.
- Как вы думаете, как называются эти три кита?
- Три кита, это песня, танец и марш. (слайд 2)
- Для того чтобы познакомиться с одним из них, нам придется отправиться в волшебную страну Музыки! (слайд 3)
- Когда королева Мелодия начинает скучать, ей на помощь приходит очень весёлый гражданин из соседнего королевства Танцевальных Ритмов.
- Кто это?
- Конечно же Танец! (слайд 4) Он не стоит на месте, постоянно двигается.
Ребята как вы думаете о чем на уроке мы с вами будем говорить?
- О Танцах
Давайте с вами попробуем сформулировать тему нашего урока
- Тема нашего урока «Танцы, танцы, танцы…» (слайд 5)
- Как вы думаете почему в названии темы присутствуют многоточия?
- Это потому что танцев очень много.
Правильно, страничка 24, в нашем учебнике, нам поможет встретиться с жанром: танец
- Посмотрите на рисунки. Какие интересные и разные танцы мы видим. Рядом с каждым названием танца выстроились ритмики. Какой министр помогает нам понять эту запись?
Учащиеся: Ритм.
Учитель: Ритм помогает нам понять и прочитать нотную запись, а что является сердцем музыки?
Учащиеся: Метр.
Учитель: Конечно, ведь удары сердца мы не слышим, но благодаря им мы живём. И музыка тоже.
Учитель: Сегодня нас ждёт встреча с прекрасными танцами. - Вы готовы начать путешествие по королевству Танцевальных Ритмов?
Ни один бал не обходится без Вальса (слайд 6). Это очень красивый танец, который танцует пара девочка и мальчик, мужчина и женщина. Как называются такие танцы?
Учащиеся: Парные.
Учитель: Найдите в учебнике слово «Вальс», какой у него метр?
Учащиеся: Раз, два, три.
Учитель: Метр Вальса плавный, покачивающийся, как лодка на волнах.
(предлагаю пластическим движением руки показать движение под музыку) Слушание музыки:П.И.Чайковский «Вальс» из «Детского альбома»,
Учитель: Какая была музыка, что мы в ней услышали?
Учащиеся: Это был вальс. Музыка красивая, плавная,
Учитель: Легкий, грациозный, плавный. Вращение по кругу, кружение. Одним словом прекрасный танец Вальс. В учебнике найдите и обведите слово «вальс».
- Вальс стал популярен в городе Вене в Австрии в 18 веке, а в последующие годы распространился во многие страны.
- Как танцуют этот танец? Постоянно кружась
Какой цветовой фон подходит к характеру танца? (Розовый, голубой, белый) Почему? (Т.к. характер нежный, ласковый)
Где этот танец исполнялся первоначально, на ваш взгляд?
Правильно, это бальный танец, который возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии.
- Нравится вам этот танец? А музыкальное произведение, которое вы прослушали?
- Ребята, вы прослушали Вальс из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского «Вальс»
- С этим композитором мы с вами уже знакомились на наших уроках.
- Скажите пожалуйста кто такой П. И. Чайковский?(слайд 7)
- Пётр Ильич Чайко́вский русский композитор, дирижёр, педагог.
- Он считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
- Итак, что же мы называем Вальсом? - Вальс - это плавный танец, который исполняют парами.
- Ребята, Давайте посмотрим как танцуют вальс.(видео вальс)
- И ни один бал не обходится без Польки. (слайд 9)
Учитель: Этот танец танцует пара мальчик с девочкой или мужчина с женщиной, поэтому он называется парный. Ребята, а давайте, прямо сейчас послушаем Польку.
Учитель: Слушаем музыку.
Учитель: Какая была музыка, что мы в ней услышали?
Учащиеся: Весёлая, подпрыгивающая, красивая, заводная, быстрая, живая.
Учитель: Танец быстрый, подпрыгивающий. Посмотрите на наших ритмиков. Какой метр в Польке?
Учащиеся: Раз, два.
Учитель: Ребята, а что такое доля?
Учащиеся: Каждый шаг метра. Есть сильные и слабые доли…
Учитель: Да, есть сильные и слабые доли. Как мы прохлопаем сильную долю?
Учащиеся: Громко.
Учитель: Покажи. А слабую?
Учащиеся: Тише.
Учитель: А какая доля в нашей польке сильная?
Учащиеся: Первая.
Учитель: В учебнике обведите слово «полька».
Чем этот танец отличается от вальса?
Можем ли мы здесь плавно кружиться? Почему?
Здесь другой ритм – двухдольный: раз-два…
Какие танцевальные движения хочется делать под эту музыку? (Подскоки, маленькие прыжки, острые и резкие движения).
Какой цветовой фон сюда больше подойдет? (Желтый, оранжевый). Почему? (Т.к. характер озорной, игривы,. радостный).
Полька - Это деревенский, сельский танец чешского народа, для которого характерны подскоки, маленькие прыжки, озорной игривый характер).
- В России полька появилась в 1845 г. Его привез из поездки знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц.(слайд 10)
Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
- Давайте посмотрим..(видео полька)
Итак, чем отличаются эти два танца – вальс и полька? А что их объединяет?
Учащиеся: Парные, танцуют на балах.
Учитель: А отличие Вальса от Польки?
Учащиеся: Полька подпрыгивает с ножки на ножку, её пульс два шага. Вальс плавный, закругленный его пульс три шага.
Учитель: Ребята, какой министр помог нам отличить один танец от другого?
Учащиеся: Ритм.
Физминутка.
Нам пора дальше продолжать наше путешествие.
Сейчас вы услышите новый для вас танец. Послушайте (камаринская)
Учитель: Какая музыка?
Учащиеся: Весёлая. Интересная. Красочная. Быстрая…
- Что бы вам хотелось под нее делать?
Эта русская народная плясовая быстрого, увлекательного движения называется – камаринская.(слайд 11)
Учитель: Обратимся к нашим учебникам и найдём и отметим слово «Камаринская».
Какой цветовой фон подойдет к характеру этого танца?(яркие и сочные цвета) Почему? (Радостная, плясовая).
Как вы думаете, кем и где этот танец исполняется? (Рус. нар. танец)
- Посмотрите, как зажигательно танцуют весёлый, задорный танец, который родился на Руси.(видео камаринская)
- Этот танец называется плясовая «Камаринская» родилась на земле русской.
Плясовая «Камаринская» не имела определённых фигур и носила характер импровизации.
Учитель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? какого жанра кита мы были в гостях?
Учащиеся: У танца.
Учитель: А с какими танцами мы познакомились?
Учащиеся: Вальс. Полька. Камаринская.
Учитель: Эти танцы такие разные. Что их отличает друг от друга?
Учащиеся: Ритм. Мелодия. Настроение.
V. Вокально-хоровая работа.
1. Работа над дыханием
2. Распевание
3. Исполнение песни.(слайд)
VI. Итог.
Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.
Ребята, у вас на партах лежат листочки, вы на них должны нарисовать свое впечатление, настроение о сегодняшнем уроке. Если вам было все понятно и интересно, то вы рисуете солнышко, а если вам урок показался скучным, не интересным, то рисуем тучку (слайд)
Спасибо вам за активную работу, внимание и доброе отношение. Было приятно с вами сегодня работать.
Урок окончен. Всего вам доброго. До свидания.