СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о глаголе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о глаголе"

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о глаголе"»

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент


-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь.

С добрым утром начинаем день,


Первым делом гоним лень.


На уроке не зевать,


Думать, слушать и решать!




-Приветствуют учителя.




-Настраиваются на урок.

Регулятивные УУД:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и слышать.

Самоопределение к деятельности.


















Словарная работа























Работа по теме урока.
















































































































Физкультминутка





Продолжение работы по теме урока.















Домашнее задание

-Что объединяет выделенные слова? (Показа слайда)


-В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам Глагол.

-Сегодня наш урок будет посвящен Его Величеству Глаголу. У нас урок обобщения. На уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания о глаголе. Вы проверите себя, все ли вы знаете о глаголе или еще над чем-то вам предстоит поработать.


-Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа. (сели ровно, спинки выпрямили). Сегодня двадцать шестое апреля. Какие орфограммы вам встретились? Подчеркните их. Правильно.

-Запишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее.

- Слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят.

-Слово, обозначающее предмет, который играет, думает, рисует, печатает.

- Слово, обозначающее предмет, который пишет, читает, соображает.

- Что объединяет все эти слова?


Что такое глагол?


-Что обозначает глагол?











-На какие вопросы отвечает глагол?

-О каком времени года идет речь?

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела

Первый мед принесла.

-Кто знает, когда это бывает?

-Назовите глаголы, которые характеризуют приход весны.

-Составьте предложение о весне. Синтаксический разбор предложения. Разберите его по членам.

-Какой вывод мы можем сделать?





-Как изменяются глаголы?





-Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

-Придумайте и запишите глаголы в настоящем и будущем времени.

-Как изменяются глаголы прошедшего времени?


-Придумайте и запишите глаголы в прошедшем времени. Молодцы, справились.

-Что такое неопределенная форма глагола?



-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?


-Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы:

Зарубить на носу -…

Держать язык за зубами – …

Вешать нос – …

Мозолить глаза – …

Ломать голову – …

-Что называют спряжением глагола?


-Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?















-Глаголы исключения?














-Что нужно, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?





-Откройте учебник на стр. 116, упр. 247. Прочитайте, что нам предлагается сделать.

-Первое предложение сделаем вместе, а остальные вы выполните самостоятельно, затем мы их проверим.

-Нам также необходимо выполнить: морфологический разбор слова(присыплет) и разобрать слово (дождиком) по составу.












-Устали? Предлагаю вам немного отдохнуть.




-Как пишется частица - НЕ с глаголами?



-Обратите внимание на упр. 243 на стр. 115. Прочитайте, что от вас требуется.

Приступайте к выполнению упражнения.

-Что такое возвратные глаголы?

-Когда в возвратных глаголах пишется буквосочетание -тся, а когда-ться?





-Запишите домашнее задание: стр.116 упр. 246. Прочитайте задание, кому непонятно поднимите руку.

-Все слова являются глаголами.



-Слушают стихотворение








-Выясняют тему урока, ее цели.










-Записывают число, классная работа.


-Двадцать шестое (это числительное,-д - непроизносимая согласная, выделяем окончание в слове шестое , в слове апреля подчеркнем букву -а- )






-Ворона



-Свитер, одежда, пальто, платок, костюм.


-Компьютер.



-Ученик, девочка, ученица.


-Все эти слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, — словарные.


Глаго́л — это часть речи и обозначает действие предмета , отвечает на вопрос что делает? что делать? что будет делать?

Изменяются глаголы по лицам и числам,а в прошедшем времени по родам.

Времена глаголов: настоящее вр, прошедшее вр.,будующее вр. и неопределенное(инфинитив)

В предложении бывает главными членами .


Что делать? что сделать?








-Весной.

-Расцветали, цвели, распускались

, таяли, краснели, зеленели.

-Составляют предложение; делают синтаксический разбор.

Пример: Ласковое (прил.) солнце (подл.) греет(сказ.) землю (доп.)

-Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

-Глаголы изменяются по временам. Они имеют настоящее, прошедшее и будущее время. Глаголы изменяются по числам. Они имеют единственное и множественное число.

-Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.


-Примеры: (наст.) звонят; (будущ.) будут звонить.


-Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

-Пример: (прош.) звонили.




-Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола.

-Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Чаще всего имеют суффикс -ть или –ти.




-Запомнить

-Молчать

-Унывать

-Надоедать

-Думать

-Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.

1.Определить время, лицо и число глагола.

2.Поставить глагол в неопределенную форму.

3.Определить спряжение глагола.

4.Проверить, не относится ли глагол к глаголам – исключениям.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глагола. Укажите над глаголами спряжение.

-Приступают к выполнению упражнения.



-Присыплет – глагол.
I Обозначает действие предмета: что сделает? присыплет.
Н. ф. – присЫпать.
II Морфологические признаки: постоянные – невозвратный, совершенного вида, переходный, 1-го спряжения; непостоянные – в единственном числе, изъявительном наклонении, будущем времени, 3-м лице.
III (Что сделает?) присыплет (подчеркните двумя чертами, так как это сказуемое).

-Дождиком(ОМ окончание, ИК суффикс, ДОЖДИК основа, ДОЖД корень).


-Звучит музыкальная физкультминутка.





-НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. Ненавидеть, негодовать, неволить.

-Читают задание. Приступают к выполнению упражнения.




- Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными.

- Если возвратный глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?, то перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь): -ться. Если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что сделает? то перед суффиксом -ся мягкий знак (ь) не пишется: -тся.

-Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

 -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.













Коммуникативные УУД:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.















Познавательные УУД:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.















Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

















Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.













Познавательные УУД:

- поставить и решить проблему.















Коммуникативные УУД:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.









Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.















Коммуникативные УУД:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.













Личностные УУД: активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.





Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Итог урока











-Давайте обобщим всё, что мы повторили о глаголе.

-Что такое глагол?

-Как изменяются глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

-Что нужно, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

-Как пишется частица - НЕ с глаголами?

-Что такое возвратные глаголы?




-Подводят итоги обобщая все, что повторили на уроке.







Познавательные УУД:перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.



Тема:«Обобщение знаний о глаголе».

Дата проведения: 26.04.2017

Класс: 4 «Б»

Учитель-наставник:Семенова Виктория Николаевна 

База проведения: МБОУ СШ №22

Образовательная программа: Школа России

Тип урока: повторение

Цель: обобщить все полученные знания о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;развивать умения употреблять глаголы в речи;

  • Воспитательные: повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;воспитывать любовь к родному языку;воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

  • Развивающие: развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);

Планируемые результаты:

Формировать УУД:

  • Предметные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

  • Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение (регулятивные УУД);

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

  • Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Методы: словесные, наглядные и практические.


Ресурсы урока:учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г., ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа УМК «Школа России».


Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • наглядное пособие;

  • учебник;

  • рабочая тетрадь;

  • обычная доска.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!