СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку в 6 классе. Тема: "Буквы И - И после приставок".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку в 6 классе. Тема: "Буквы И - И после приставок".»


18.10.17 год. Русский язык. 6 класс. (41 урок)

Тема: «Буквы и-ы после приставок»

Цели: организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления

«Буквы и-ы после приставок»; формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные:

Регулятивные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Познавательные: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.


Ход урока

1.Организационный этап.

Приветствие.

Доброе утро, ребята!

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.


2. Актуализация полученных знаний.

Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы с вами работали над изучением очень важной орфограммы «Правописание приставок при-, пре-».

Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю слова, а вы пишете только буквы: и или е.

Прицепить, премудрый, приморский, привокзальный, приказать, преуменьшить, приземлиться, притих, пригласить.


III. Целеполагание.

Учитель: То, что мы сейчас повторили, давно нам известно. Задача нашего урока – открыть новые знания. Итак, в добрый путь!

разыграть-заиграть

- Что общего в этих словах? Выделите в них корни.

- От какого слова они произошли? Производить словообразовательный разбор.

раз + играть = разыграть

за + играть = заиграть.

- А теперь посмотрите на слово играть с другими приставками.

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

- Какая проблема возникла? (Почему написание корней стало разным?).

− А почему возникла эта проблема? (Мы не знаем, почему вместо буквы И пишется Ы иногда в слове)

− Исходя из возникшей проблемы, сформулируйте цель урока. (Научиться писать буквы Ы, И в словах при сочетании приставки и корня, начинающегося с буквы и).

− Тема урока? Предлагают вариант темы, но обычно неточный.

− Обратите внимание, после какой части слова встречается данная орфограмма. (После приставки.)

− Уточните тему урока. (Правописание букв ы, и в корне после приставок).

− Запишем тему урока в тетрадях.


IV. Изучение нового материала.

Работаем все с теми же словами. Распределите слова в 2 столбика:

1) в первый столбик выпишите слова с приставками, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения.

Поиграть, заиграть, доиграть, выиграть – сыграть, подыграть, разыграть,.

- Выделите в словах корни и приставки.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. Чем они отличаются друг от друга?

- Какой вывод можно сделать? (Все приставки в 1 столбике оканчиваются на гласную, здесь гласная И не изменяется на Ы. Все приставки во 2 столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.


Гипотеза: Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы, а приставки на гласную сохраняет букву и в корне.


-Так ли это? Проверим Вашу версию. В этом нам поможет правило в учебнике.

2. Чтение правила на стр. 147-148 (до исключений).

- Правильно ли мы сформулировали правило?

- Кому не понятно правило? У кого есть вопросы?


Учитель: Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ (дочитываем правило до конца).

Вывод, слова с приставками сверх-, меж- и с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.


5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте)


  1. Закрепление материала.

Задание: Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Разыгралась вьюга, предыдущий день, назвать всех поименно, отыскать клад, сверхинтересный случай, безымянный палец, поискать в ящике, обыграть в шахматы, дезинфекция помещения, сыграть в футбол.

- У кого возникли вопросы по упражнению?


Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ. (4 – 5 предложений).


  1. Подведение итогов

Опрос.

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).

- Итак, какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы? (Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).

- А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

(После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).

- А какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать И? (приставка должна оканчиваться на гласную)

- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова? (Да).


Рефлексия.

Ребят, а теперь оцените то, насколько вы поняли эту тему:

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)


  1. Домашнее задание. на отметку «4» - упр. 339, на отметку «5» упр. 340. Рубрика ЗСП-8 (всем подготовиться к словарному диктанту).