Культура добрососедства
Тема : Игры, направленные на знакомство и взаимодействие.
Задачи: На практике познакомить учащихся с играми и упражнениями, направленных на эффективное взаимодействие детей, гармонизацию детских отношений.
Оборудование: стулья по количеству участников, карандаши, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия:
Учитель читает басню И.Крылова
Лебедь, щука и рак:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
«Да только воз и ныне там».
-Это выражение стало «крылатым».
-Когда так говорят? (Когда делают общее дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.).
Так же и в семье все ладится только тогда, когда есть взаимопонимание, согласие, взаимопомощь.
« Давайте поздороваемся»
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
« Ласковое имя»
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Инструкция: « Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону, Теперь нужно постараться не перепутать и бросать мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя»
« Опиши друга»
Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.
Ход игры: упражнение выполняется в парах ( одновременно со всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.
« Опиши друга»
Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.
Ход игры: упражнение выполняется в парах ( одновременно со всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.
Совместное рисование
Цель: Формирование чувства близости между детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.
Участникам дается задание в парах выполнить рисунок одним карандашом (фломастером), но при этом нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.
После того как закончили, каждая пара представляет свое произведение. Ведущий предлагает рассказать как был нарисован этот рисунок:
-кто был инициатором воплощенных идей
-как происходила прорисовка тех или иных деталей
Участники могут отмечать особенности взаимодействия на различных этапах рисования: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество(конкуренция), согласие и т.д.
Учитель предлагает вопросы для обсуждения: - «Зачем людям нужно доверие к другим?» Предлагается каждому участнику продолжить предложение высказываясь по кругу:
После того, как высказались все участники ведущий подводит итог: доверие – это то, что способствует поддержанию близких отношений между людьми.
«Встаньте те, кто…»
Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Ход игры: Ведущий дает задание : « Встаньте те, кто…
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры6 « Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?». Затем вопросы усложняются: « Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестренку?» каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам- ему помогает группа.
« Представь свое имя в движении»
Цель: игра помогает детям запомнить имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.
« Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Ход игры: Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место ( не больше двух-трех изменений должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.
« Передача чувств»
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: Ребенку дается задание передать « по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
« Тихий разговор»
Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.
Ход игры: Участники садятся в круг. Задание- невербально сказать выбранному партнеру фразу ( которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют « произнесенную» фразу.
« Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку ( сверстнику).
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один ( или несколько) садятся на корточки в круг; накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит, А
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова( приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его « голубит» следующий желающий.
Рефлексия:
-Что было сложнее: быть в роли «слепого» или в роли «поводыря»?
Учитель предлагает участникам «Лучики солнца» с фразами:
-уважайте друг друга
-учитесь слышать и слушать друг друга
-учитесь договариваться
-помогайте друг другу
-учитывайте мнение других
-не принимайте единоличного решения
детские пары вслух зачитывают и прикрепляют «лучик» к солнцу (большому кругу на листе ватмана).
Итог.
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от занятия.