СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 1.3. по теме "Особенности природных условий в городе." 5 класс. ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  1.3  по   теме " « Особенности природных условий в городе"   по программе    А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова  «Основы безопасности жизнедеятельности» .5 класса  предназначен для  учителей ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 1.3. по теме "Особенности природных условий в городе." 5 класс. ОБЖ»

Учитель ОБЖ Семёшина Е.Б.

Государственное бюджетное

образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя образовательная школа №49»

Урок 1.3. Особенности природных условий в городе. 5 класс.

Цель урока. Сформировать целостное представление уча­щихся о природных условиях в городе проживания, уточнить факторы, влияющие на особенности природных условий в вашем городе..

Задачи урока:

  1. Образовательные: Отметить факторы, положительно влияющие на микроклимат города, и факторы, отрицательно влияющие на экологическую обстановку в городе. Обсудить правила без­опасности поведения в повседневной жизни с учётом эколо­гической обстановки в городе

  2. Развивающие: развивать познавательные процессы.

  3. Воспитательные:

Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь.

Продолжить формирование универсальных учебных действий:

познавательных УУД: умения выбрать главное из текста учебника;

регулятивных УУД: развитие умения целеполагания, планирования, рефлексии;

личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

коммуникативных УУД: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.

Предметные результаты:

1. имеют представление о природных условиях в городе проживания, о факторах, влияющих на особенности природных условий в вашем городе.

Метапредметные результаты:

  1. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  2. выдвигать предположения и доказывать их;

  1. уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника;

  1. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость ответственного, бережного отно­шения к окружающей среде

Изучаемые вопросы

1.            Основные факторы, определяющие формирование мик­роклимата города вашего проживания.

2.            Влияние промышленных объектов, расположенных в черте города, на окружающую природную среду.

3.            Меры по обеспечению личной безопасности, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в реальной эко­логической обстановке в городе.


Структура урока

I. Организационный этап..........................................................................5 мин.

II. Мотивация учебной деятельности........................................................2 мин.

III. Актуализация опорных знаний.................................................................................3 мин.

IV. Первичное усвоение новых знаний. ..............................................................15мин.

V Первичная проверка понимания.....................................................................5 мин.

VI. Первичное закрепление. ....................................................................... 10 мин.

VII. Домашнее задание.................................................................................2 мин.

VII. Подведение итогов урока.....................................................................3 мин

Ход урока

I. Организационный этап. Приветствие.

II. Мотивация учебной деятельности.

Назовите формулу безопасности.

III. Актуализация опорных знаний.

  • Проверка домашнего задания.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Объявление темы урока.

Составление кластера (по плану урока). Выявление затруднений.

Метод мозгового штурма. Что влияет на особенности природных условийв городе.

Рассказ учителя с элементами беседы.

На особенности природных условий (микроклимата) в городе прежде всего оказывает влияние географическое расположение и климат местности, в которой находится город, наличие реки и водоёмов, зелёных насаждений
Другой важный фактор, оказывающий существенное влияние на природные условия города, - это основное предназначение города, его «профессия».

Эти два фактора в целом формируют общий «климат» города и определяют условия безопасной жизнедеятельности человека.

По предназначению города можно разделить на следующие типы: город-столица; город-порт; город-курорт; промышленный город. 

Работа а парах. Характеристика по предназначению города. Презентация работ. Вывод.

Рассказ учителя с элементами беседы

  Развитие города, его размеры, многообразие деятельности его жителей всегда находились в прямой зависимости от географического положения. Люди стремились наилучшим образом приспособиться к местным природным условиям, заняться наиболее подходящим и выгодным делом и одновременно развивать наиболее благоприятные условия для жизни и своих занятий. В зависимости от природных условий города строили на вершинах холмов или по берегам судоходных рек, нередко у места впадения их в озеро или море, у слияния реки с крупным притоком. При развитии городов люди всегда стремились сохранить естественную природу, чтобы иметь возможность подышать свежим воздухом, укрыться от летнего зноя, полюбоваться живой природой. 
Для этого при строительстве городов в их черте оставляли участки леса (лесопарки), а на реках и водоёмах оборудовали места для купания и отдыха. 
Существуют и искусственные лесопарки, создаваемые людьми. В таких лесопарках растут различные деревья: тополя, липы, дубы, клёны, ясени и др. При посадке деревьев учитывается их способность очищать воздух. Лучшим очистителем воздуха считается тополь. Взрослое дерево (25 лет) за май-август поглощает до 44 кг углекислого газа. 
V. Первичная проверка понимания. Работа в группах.

1.По предназначению города можно разделить на какие типы?

2. Назвать факторы, влияющие на природные условия города.

3. Меры по обеспечению личной безопасности, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в реальной эко­логической обстановке в городе.

Проблемный вопрос. Что дают нам зелёные насаждения (Лесопарки, парки и др.)

Беседа. Лесопарки – «лёгкие» городов – обогащают воздух кислородом, снижают в нём количество углекислого газа и пыли. Это хорошее место для отдыха городских жителей. 
Если реки, водоёмы и зелёные насаждения способствуют созданию в городе условий, благоприятных для здоровья его жителей, то фабрики, заводы и транспорт значительно ухудшают условия жизни горожан, загрязняя воздух и водоёмы вредными веществами. 
В результате хозяйственной деятельности человека климат большого города отличается от климата окружающей местности повышенной температурой и загрязнённостью воздуха, ослаблением солнечной радиации, увеличением облачности, количества осадков (летом) и туманов (зимой). 

Промышленные предприятия, электростанции, автомобильный транспорт, самолёты и пароходы расходуют при сгорании топлива большое количество кислорода и увеличивают в атмосфере содержание углекислого газа. Уменьшение кислорода в воздухе вредно сказывается на здоровье человека. 

Кроме того, в результате деятельности различных отраслей промышленности в атмосферу поступает значительное количество твёрдых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Попадая в воздух, частицы пыли, копоти и сажи могут проникать в дыхательные пути человека, а затем оседают в бронхах и лёгких. 

Растёт число производств, выбрасывающих а атмосферу вещества, которые, растворяясь в парах воды, образуют кислоты, а это может привести к выпадению кислотных дождей. 
Промышленные предприятия загрязняют также и природные воды. 
Вода, которую мы пьём, употребляем в быту, называется пресной. На пресную воду приходится только 2% от всех запасов воды на Земле, при этом большая часть пресной воды (до 85%) сосредоточена во льдах полярной зоны. Наибольшее значение для жизнедеятельности человека имеют пресные воды рек. В настоящее время воды рек подвергаются интенсивному истощению, т. е. уменьшению количества пригодной для человека пресной воды. 

Истощение идёт в основном двумя путями. Первый – за счёт непрерывного увеличения потребления воды (на растущие нужды промышленности, сельского хозяйства и бытового потребления). Второй – за счёт загрязнения природных вод. 
Загрязнение природных вод происходит за счёт выпадения из атмосферы загрязняющих веществ и сброса сточных вод в реки и водоёмы промышленными предприятиями. До 82% сбрасываемых предприятиями вод не подвергается очистке, что приводит к загрязнению основных рек на территории России (Волга, Дон, Обь, Енисей, Лена, Кубань, Печора, Амур). 

VI. Первичное закрепление. Работа с учебником. Практикум.

Задание. Проверь себя.

Вывод: для того чтобы обеспечить свою безопасность и снизить отрицательное влияние различных факторов на здо­ровье, необходимо знать факторы, влияющие на состояние микроклимата города, и учитывать их в повседневной жизни, а главное, помнить, что зелёные насаждения в городе очища­ют воздух и помогают дышать свежим воздухом. Поэтому бе­регите зелёные насаждения, не ломайте деревья, кустарники, не топчите и не загрязняйте газоны.
Для того чтобы обеспечить свою безопасность, надо учитывать все факторы окружающей среды, в которой вы живёте. Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных предприятий, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия « Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?»

  • Домашнее задание

  1. Изучить § 1.3учебника и подготовить ответы на постав­ленные вопросы.

  2. Выполнить задания в дневнеке безоасности.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!