Учитель ОБЖ Семёшина Е.Б.
Государственное бюджетное
образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя образовательная школа №49»
Урок 1.3. Особенности природных условий в городе. 5 класс.
Цель урока. Сформировать целостное представление учащихся о природных условиях в городе проживания, уточнить факторы, влияющие на особенности природных условий в вашем городе..
Задачи урока:
Образовательные: Отметить факторы, положительно влияющие на микроклимат города, и факторы, отрицательно влияющие на экологическую обстановку в городе. Обсудить правила безопасности поведения в повседневной жизни с учётом экологической обстановки в городе
2. Развивающие: развивать познавательные процессы.
3. Воспитательные:
Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь.
Продолжить формирование универсальных учебных действий:
познавательных УУД: умения выбрать главное из текста учебника;
регулятивных УУД: развитие умения целеполагания, планирования, рефлексии;
личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
коммуникативных УУД: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.
Предметные результаты:
1. имеют представление о природных условиях в городе проживания, о факторах, влияющих на особенности природных условий в вашем городе.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выдвигать предположения и доказывать их;
уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Изучаемые вопросы
1. Основные факторы, определяющие формирование микроклимата города вашего проживания.
2. Влияние промышленных объектов, расположенных в черте города, на окружающую природную среду.
3. Меры по обеспечению личной безопасности, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в реальной экологической обстановке в городе.
Структура урока
I. Организационный этап..........................................................................5 мин.
II. Мотивация учебной деятельности........................................................2 мин.
III. Актуализация опорных знаний.................................................................................3 мин.
IV. Первичное усвоение новых знаний. ..............................................................15мин.
V Первичная проверка понимания.....................................................................5 мин.
VI. Первичное закрепление. ....................................................................... 10 мин.
VII. Домашнее задание.................................................................................2 мин.
VII. Подведение итогов урока.....................................................................3 мин
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие.
II. Мотивация учебной деятельности.
Назовите формулу безопасности.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Объявление темы урока.
Составление кластера (по плану урока). Выявление затруднений.
Метод мозгового штурма. Что влияет на особенности природных условийв городе.
Рассказ учителя с элементами беседы.
На особенности природных условий (микроклимата) в городе прежде всего оказывает влияние географическое расположение и климат местности, в которой находится город, наличие реки и водоёмов, зелёных насаждений.
Другой важный фактор, оказывающий существенное влияние на природные условия города, - это основное предназначение города, его «профессия».
Эти два фактора в целом формируют общий «климат» города и определяют условия безопасной жизнедеятельности человека.
По предназначению города можно разделить на следующие типы: город-столица; город-порт; город-курорт; промышленный город.
Работа а парах. Характеристика по предназначению города. Презентация работ. Вывод.
Рассказ учителя с элементами беседы
Развитие города, его размеры, многообразие деятельности его жителей всегда находились в прямой зависимости от географического положения. Люди стремились наилучшим образом приспособиться к местным природным условиям, заняться наиболее подходящим и выгодным делом и одновременно развивать наиболее благоприятные условия для жизни и своих занятий. В зависимости от природных условий города строили на вершинах холмов или по берегам судоходных рек, нередко у места впадения их в озеро или море, у слияния реки с крупным притоком. При развитии городов люди всегда стремились сохранить естественную природу, чтобы иметь возможность подышать свежим воздухом, укрыться от летнего зноя, полюбоваться живой природой.
Для этого при строительстве городов в их черте оставляли участки леса (лесопарки), а на реках и водоёмах оборудовали места для купания и отдыха.
Существуют и искусственные лесопарки, создаваемые людьми. В таких лесопарках растут различные деревья: тополя, липы, дубы, клёны, ясени и др. При посадке деревьев учитывается их способность очищать воздух. Лучшим очистителем воздуха считается тополь. Взрослое дерево (25 лет) за май-август поглощает до 44 кг углекислого газа.
V. Первичная проверка понимания. Работа в группах.
1.По предназначению города можно разделить на какие типы?
2. Назвать факторы, влияющие на природные условия города.
3. Меры по обеспечению личной безопасности, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в реальной экологической обстановке в городе.
Проблемный вопрос. Что дают нам зелёные насаждения (Лесопарки, парки и др.)
Беседа. Лесопарки – «лёгкие» городов – обогащают воздух кислородом, снижают в нём количество углекислого газа и пыли. Это хорошее место для отдыха городских жителей.
Если реки, водоёмы и зелёные насаждения способствуют созданию в городе условий, благоприятных для здоровья его жителей, то фабрики, заводы и транспорт значительно ухудшают условия жизни горожан, загрязняя воздух и водоёмы вредными веществами.
В результате хозяйственной деятельности человека климат большого города отличается от климата окружающей местности повышенной температурой и загрязнённостью воздуха, ослаблением солнечной радиации, увеличением облачности, количества осадков (летом) и туманов (зимой).
Промышленные предприятия, электростанции, автомобильный транспорт, самолёты и пароходы расходуют при сгорании топлива большое количество кислорода и увеличивают в атмосфере содержание углекислого газа. Уменьшение кислорода в воздухе вредно сказывается на здоровье человека.
Кроме того, в результате деятельности различных отраслей промышленности в атмосферу поступает значительное количество твёрдых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Попадая в воздух, частицы пыли, копоти и сажи могут проникать в дыхательные пути человека, а затем оседают в бронхах и лёгких.
Растёт число производств, выбрасывающих а атмосферу вещества, которые, растворяясь в парах воды, образуют кислоты, а это может привести к выпадению кислотных дождей.
Промышленные предприятия загрязняют также и природные воды.
Вода, которую мы пьём, употребляем в быту, называется пресной. На пресную воду приходится только 2% от всех запасов воды на Земле, при этом большая часть пресной воды (до 85%) сосредоточена во льдах полярной зоны. Наибольшее значение для жизнедеятельности человека имеют пресные воды рек. В настоящее время воды рек подвергаются интенсивному истощению, т. е. уменьшению количества пригодной для человека пресной воды.
Истощение идёт в основном двумя путями. Первый – за счёт непрерывного увеличения потребления воды (на растущие нужды промышленности, сельского хозяйства и бытового потребления). Второй – за счёт загрязнения природных вод.
Загрязнение природных вод происходит за счёт выпадения из атмосферы загрязняющих веществ и сброса сточных вод в реки и водоёмы промышленными предприятиями. До 82% сбрасываемых предприятиями вод не подвергается очистке, что приводит к загрязнению основных рек на территории России (Волга, Дон, Обь, Енисей, Лена, Кубань, Печора, Амур).
VI. Первичное закрепление. Работа с учебником. Практикум.
Задание. Проверь себя.
Вывод: для того чтобы обеспечить свою безопасность и снизить отрицательное влияние различных факторов на здоровье, необходимо знать факторы, влияющие на состояние микроклимата города, и учитывать их в повседневной жизни, а главное, помнить, что зелёные насаждения в городе очищают воздух и помогают дышать свежим воздухом. Поэтому берегите зелёные насаждения, не ломайте деревья, кустарники, не топчите и не загрязняйте газоны.
Для того чтобы обеспечить свою безопасность, надо учитывать все факторы окружающей среды, в которой вы живёте. Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных предприятий, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия « Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?»
Изучить § 1.3учебника и подготовить ответы на поставленные вопросы.
Выполнить задания в дневнеке безоасности.