Урок 3. ОБЖ. 5 класс.
Дата проведения урока: «____» _____________ 2017 г.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ В ГОРОДЕ.
Цель урока: Рассмотреть особенности природных условий в городе.
ХОД УРОКА:
Организация класса.
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Особенности природных условий в городе».
Цель урока: рассмотреть особенности природных условий в городе.
Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов на задание нескольких учеников (по желанию учащихся или по выбору учителя).
Опрос учащихся:
1. Индивидуальный опрос (письменно).
2. Устный опрос по теме «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища».
Активизация учебной деятельности.
Какие электрические бытовые приборы есть в вашей квартире (доме) и для чего они служат?
Расскажите, как пользоваться бытовыми приборами, которые есть в вашем доме.
К каким последствиям могут привести нарушения правил эксплуатации водопровода и канализации?
Изложение программного материала.
Разгадывание ребуса: Р1А (Р – ОДИН –А).
Учитель: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Любовь к Родине, к Отчизне воспитывается с малого - с любви к своему городу.
Учитель. Сегодня мы будем говорить о Родине, о нашей малой родине – городе, в котором живём.
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Учитель. Ребята, как вы понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас. (С этими словами учитель передаёт веточку берёз детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т.д.)
Тема нашего урока — «Особенности природных условий в городе». Мы должны раскрыть особенности природных условий города, узнать больше, лучше свой город и полюбить его еще больше. Кто знает стихи о городе?
Встал над Уралом город Оренбург -
Форпост меж двух частей великих света,
Он Азии с Европой - лучший друг,
Оазис караванам из Ташкента.
Соединяет он в себе черты
Европы светской, мудрого Востока,
Здесь церкви золоченные кресты,
И здесь же, в Караван - Сарай ворота.
Всех Оренбург укрыл своим платком
И хлеб возделал на земле целинной,
И газа светоч синим огоньком
Несет он людям эстафетой длинной.
Размах бескрайних золотых степей
Раскинулся пластом до горизонта,
И оренбургский ветер - суховей
Кружит по ним бродягой одиноко.
Нас « оренбургский дождик» посыпАл,
Но от морей домой мы возвращались,
Куда бы рок судьбы ни посылал,
Но оренбуржцами в душе мы оставались.
Расти и расцветай наш Оренбург,
Тебя мы любим, песней этой славим.
А если враг к тебе подступит вдруг,
В беде тебя всем миром не оставим!
На особенности природных условий (микроклимата) в городе прежде всего оказывает влияние географическое расположение и климат местности, в которой находится город, наличие реки и водоёмов, зелёных насаждений.
Другой важный фактор, оказывающий существенное влияние на природные условия города, - это основное предназначение города, его «профессия».
(ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ:
На особенности природных условий (микроклимата) в городе прежде всего оказывает влияние:
- географическое расположение и климат местности, в которой находится город, наличие реки и водоёмов, зелёных насаждений.
- основное предназначение города, его «профессия».
Эти два фактора в целом формируют общий «климат» города и определяют условия безопасной жизнедеятельности человека.
По предназначению города можно разделить на следующие типы: город-столица; город-порт; город-курорт; промышленный город.
Развитие города, его размеры, многообразие деятельности его жителей всегда находились в прямой зависимости от географического положения. Люди стремились наилучшим образом приспособиться к местным природным условиям, заняться наиболее подходящим и выгодным делом и одновременно развивать наиболее благоприятные условия для жизни и своих занятий.
В зависимости от природных условий города строили на вершинах холмов или по берегам судоходных рек, нередко у места впадения их в озеро или море, у слияния реки с крупным притоком.
- На берегу каких рек располагается Оренбург?
- Как раньше называлась река Урал?
При развитии городов люди всегда стремились сохранить естественную природу, чтобы иметь возможность подышать свежим воздухом, укрыться от летнего зноя, полюбоваться живой природой.
Для этого при строительстве городов в их черте оставляли участки леса (лесопарки), а на реках и водоёмах оборудовали места для купания и отдыха.
Существуют и искусственные лесопарки, создаваемые людьми. В таких лесопарках растут различные деревья: тополя, липы, дубы, клёны, ясени и др. При посадке деревьев учитывается их способность очищать воздух. Лучшим очистителем воздуха считается тополь. Взрослое дерево (25 лет) за май-август поглощает до 44 кг углекислого газа.
Лесопарки – «лёгкие» городов – обогащают воздух кислородом, снижают в нём количество углекислого газа и пыли. Это хорошее место для отдыха городских жителей.
Если реки, водоёмы и зелёные насаждения способствуют созданию в городе условий, благоприятных для здоровья его жителей, то фабрики, заводы и транспорт значительно ухудшают условия жизни горожан, загрязняя воздух и водоёмы вредными веществами.
В результате хозяйственной деятельности человека климат большого города отличается от климата окружающей город местности повышенной температурой и загрязнённостью воздуха, ослаблением солнечной радиации, увеличением облачности, количества осадков (летом) и туманов (зимой).
Промышленные предприятия, электростанции, автомобильный транспорт, самолёты и пароходы расходуют при сгорании топлива большое количество кислорода и увеличивают в атмосфере содержание углекислого газа. Уменьшение кислорода в воздухе вредно сказывается на здоровье человека.
Кроме того, в результате деятельности различных отраслей промышленности в атмосферу поступает значительное количество твёрдых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Попадая в воздух, частицы пыли, копоти и сажи могут проникать в дыхательные пути человека, а затем оседают в бронхах и лёгких.
Растёт число производств, выбрасывающих а атмосферу вещества, которые, растворяясь в парах воды, образуют кислоты, а это может привести к выпадению кислотных дождей.
Промышленные предприятия загрязняют также и природные воды.
Вода, которую мы пьём, употребляем в быту, называется пресной. На пресную воду приходится только 2% от всех запасов воды на Земле, при этом большая часть пресной воды (до 85%) сосредоточена во льдах полярной зоны. Наибольшее значение для жизнедеятельности человека имеют пресные воды рек. В настоящее время воды рек подвергаются интенсивному истощению, т. е. уменьшению количества пригодной для человека пресной воды.
Истощение идёт в основном двумя путями. Первый – за счёт непрерывного увеличения потребления воды (на растущие нужды промышленности, сельского хозяйства и бытового потребления). Второй – за счёт загрязнения природных вод.
Учебник: стр. 16. Это интересно.
На каждый киловатт/час энергии, вырабатываемой на тепловой электростанции, расходуется около 3 л воды;
для выплавки 1 т чугуна и переработки его в сталь расходуется 300 кубометров воды;
для изготовления 1 т бумаги расходуется 900 кубометров воды;
объём воды, потребляемой на коммунально-бытовые нужды в зависимости от уровня жизни жителей города или населённого пункта, может составлять от 150 до 700 л воды в день на человека.
Загрязнение природных вод происходит за счёт выпадения из атмосферы загрязняющих веществ и сброса сточных вод в реки и водоёмы промышленными предприятиями. До 82% сбрасываемых предприятиями вод не подвергается очистке, что приводит к загрязнению основных рек на территории России (Волга, Дон, Обь, Енисей, Лена, Кубань, Печора, Амур).
Итак, мы разобрали основные особенности природных условий города и можем сделать следующий вывод: в каждом городе эти условия различны и зависят от имеющихся в нём зелёных зон, природных вод и работающих в нём фабрик, заводов и транспорта. Для того чтобы обеспечить свою безопасность, надо учитывать все факторы окружающей среды, в которой вы живёте.
Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных предприятий, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми.
Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке.
Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали.
Купаться летом можно только в установленных местах, где состояние воды не опасно для здоровья.
Помните!
Зелёные насаждения в городе очищают воздух и помогают вам дышать свежим воздухом. Не ломайте деревья и кустарники, не топчите газоны.
Итог урока.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы определяют природные условия в нашем городе?
(Два основных фактора, влияющие на формирование микроклимата вашего города:
1) географическое расположение города и климат местности, в котором он находится, наличие реки, водоемов и зеленых насаждений;
2) основное предназначение города, его «профессия» и хозяйственная деятельность человека.)
2. Объясните значение слов «экологическая обстановка».
(Экологическая обстановка - общее состояние природной среды с точки зрения условий проживания людей и существования животных и растений).
3. Какие районы в нашем городе имеют неблагоприятную экологическую обстановку?
4. Какие меры безопасности следует соблюдать в повседневной жизни, чтобы снизить отрицательное влияние различных факторов на ваше здоровье?
5. Какие места в городе подходят для занятий физической культурой и прогулок, а какие нет?
6. В каких водоемах в вашем городе можно купаться в летнее время?
Вывод: для того чтобы обеспечить свою безопасность и снизить отрицательное влияние различных факторов на здоровье, необходимо знать факторы, влияющие на состояние микроклимата города, и учитывать их в повседневной жизни, а главное, помнить, что зеленые насаждения в городе очищают воздух и помогают дышать свежим воздухом. Поэтому берегите зеленые насаждения, не ломайте деревья и кустарники, не топчите и не загрязняйте газоны.
Рефлексия |
Прием «Выбор» | На уроке я работал | активно, пассивно доволен, недоволен коротким, длинным не устал, устал стало лучше, стало хуже понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен |
Своей работой на уроке я |
Урок показался мне |
За урок я |
Мое настроение |
Материал урока для меня был |
Домашнее задание
Изучите § 1.3 учебника.