СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 9 класс "Подготовка к ОГЭ русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для написание изложения 9  класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 9 класс "Подготовка к ОГЭ русский язык"»

НОУ «Пушкинский лицей зкономики, политики и права»




Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА»

















Автор: Дьякова Нина Борисовна,

учитель русского языка и литературы





2015 год

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;

  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;

  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.

Конспект урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение цели урока.

Слово учителя:

Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

  1. Актуализация знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Фронтальный опрос учащихся.

  • Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

  • Что такое микротема?

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

  • Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?

(Основных приемов сжатия информации – три: обобщение частной информации, исключение второстепенной и упрощение синтаксических структур. )

  • Каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене? (слайд презентации)

( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

- Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.

- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

  • Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд )

  1. Определение темы текста

  2. Определение идеи текста

  3. Определение структуры текста

  4. Определение микротем текста как частей общей темы

  5. Моделирование сжатого изложения


  1. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

Работа со способами сжатия текста

- Какие основные приемы сжатия текста вы знаете?

Основные приёмы сжатия (компрессии) текста:

  1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей;

  2. упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние;

  3. обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.


- Исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Самый распространенный способ – исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.

Бывает, что некоторые мысли кажутся нам неподходящими, лишними, а потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей, сравнений – даже из других областей знаний, - тем интереснее и неожиданнее бывает рождение нужного вам образа.

(По Е.Велтистову)

- Отметьте в каждом предложении однородные члены.

- Какой из рядов однородных членов выстроен по принципу градации?

- В этом ряду зачеркните один из синонимов, оставив самый необходимый по смыслу.

- продолжите сжатие информации текста, исключив поясняющую конструкцию.

Бывает, что некоторые мысли кажутся нам лишними, а потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей, сравнений, - тем интереснее и неожиданнее бывает рождение нужного вам образа.


- Обобщение единичных явлений и фактов может быть достигнуто как путем выявления обобщенного содержания какого-либо фрагмента текста, так и при помощи замены однородных членов их обобщенным наименовании.

- Прочитайте высказывания:

  1. Грамотное чтение и грамотное письмо есть первая ступень образования.

(По Л.Толстому)

  1. Человеку свойственно искать причины для тревог и волнений.

(По А.Алексину)

  1. Научить жить – это значит научить верить во что-то лучшее в себе, в свои силы и возможности.

(По Е.Богату)

  1. Подвергая сомнению «высокие» мысли, чувства и поступки, мы отбиваем у окружающих охоту таким образом думать, чувствовать и поступать.

((По Е.Богату)

- Запишите высказывания, произведя замену ряда однородных членов обобщающим наименованием.

1) Грамотность есть первая ступень образования.

2) Человеку свойственно искать причины для переживаний/тревог.

3) Научить жить – это значит научить верить в себя.

4) Подвергая сомнению всё «высокое», мы отбиваем у окружающих охоту таким образом думать, чувствовать и поступать.


- Упрощение синтаксических конструкций касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения.

- Прочитайте текст. Замени придаточное обстоятельственное деепричастным оборотом.

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

(С.Соловьев)

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

- Замени придаточное определительное причастным оборотом.

Прогресс, который врывается в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание, - дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры.

(По А.Битову)

Прогресс, врывающийся в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание, - дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры.


  1. Анализ текста для сжатого изложения

Исходный текст
    Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
    Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. на этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

  И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

                                               (По материалам периодической печати, 154 слова)

Первый этап (первое прочтение текста)

Содержание и процесс

учебной деятельности

Результат учебной деятельности

Определите тему
Ответьте на вопрос: “О чём текст?”
(по ключевым словам)

Текст о личных качествах человека, которые помогают ему добиться успеха в жизни.

Определите основную мысль
Ответьте на вопросы:
“Зачем автор его написал?”,
“Какую мысль хотел выразить?”
(по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль).

Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо развивать не только интеллектуальные, но и эмоциональные способности через восприятие искусства.
(Авторская позиция раскрывается в тезисе - последнем предложении).

Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи (структура текста), особенности построения текста.
Ответьте на вопрос:
“Какую коммуникативную задачу решал автор текста?”
Определите структуру текста.

Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о личностных ценностях, автор призывает читателей к всестороннему развитию, а не только интеллектуальному. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.

Данный текст - рассуждение, так как соответствует структуре: тезис - доказательства - вывод.



Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их
(по композиционной структуре)
Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Вступление -
Недавно считалось, что успех в жизни человека зависит от его интеллектуальных способностей.
Основная часть -
Оказывается, интеллектуальные способности - это только фундамент успеха.
Человеку ещё необходимо умение понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.
Заключение -
Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо через восприятие искусства развивать эмоциональный интеллект.


Второй этап (второе прочтение текста)

Разделите текст на абзацы и определите микротемы
При прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.

В данном тексте три абзаца, совпадающих с микротемами.

Запишите кратко содержание каждого абзаца (микротемы).
Ответьте на вопросы:
“Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?”,
“Какие предложения являются основными?”

В качестве примера сжатия текста приводится такой приём, как исключение избыточной информации.

1 абзац - 1 микротема:
Недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.
2 абзац - 2 микротема:
Сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности - это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
3 абзац - 3 микротема
Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.



Соедините абзацы в текст, сохраняя абзацное членение, проверьте ещё раз.

    Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.
    Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности - это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
    Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.
    

Полученный вариант сжатого текста

 Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее ты добьёшься успеха в жизни.
    Но сегодня многие учёные утверждают, что интеллектуальные способности - это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
    Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих и чувствовать их настроение, сопереживать.
     ( 70 слов)

  1. Итог урока

Какие способы и приёмы  сжатия текста вы применяли на уроке?

Какой из них вам показался наиболее доступным?

 В чём испытывали затруднение?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Напишите сжатое изложение по тексту .

   Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

            Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь своё стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

            Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

(М. Гаспаров)



  1. Список используемой литературы

1.Н.А.Шапиро,А.В.Волкова,Е.В Кузнецова,Е.Ю.Шувалова. «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе:метод и практика»./Лекции 1-4/.Москва.Педагогический университет «Первое сентября»,2013.

2 .Г. Т. Егораева ГИА Типовые тестовые задания, Москва, 2012.

3. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Ж-л «Русский язык в школе» №1, 2010г., с.3-8

4.Степанова Л.С., Маслова И.Б., Терентьева А.В. Русский язык. Тематические тренировочные задания: 9 класс. М :Эксмо 2009





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!