Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Арифметическая прогрессия»
Алгебра 9 класс, учитель математики Рахимова Д.С.
Тема урока: Арифметическая прогрессия
Цели урока:
ввести понятие арифметической прогрессии; рассмотреть нахождение разности и несколько первых членов прогрессии.
способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения; развитию логического мышления.
воспитывать познавательную активность, самостоятельность, стремление расширять свой кругозор.
Охрана зрения: профилактика нарушения зрения, упражнения для глаз.
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, предыдущие уроки алгебры были посвящены теме «Последовательность». Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием арифметической прогрессии и разности арифметической прогрессии; рассмотрим нахождение разности и несколько первых членов прогрессии.
II. Актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и выполнить задание:
Задание. Определить закономерность числовых последовательностей:
1) 16, 18, 20,…
2) - 32, - 29, - 26,…
3) 2, 6, 18,…
4) 105, 101, 97,…
III. Изучение нового материала.
Данный этап урока учитель проводит в виде учебно-познавательной работы по самостоятельному приобретению знаний. На раздаточных карточках у учащихся записана задача и вопросы, на которые необходимо ответить.
Задача. Вертикальные стержни фермы имеют такую длину: наименьший
a = 15 см, а каждый следующий на 3 см длиннее. Записать длину восьми стержней.
Вопросы к задаче:
Записать последовательность в соответствии с условием задачи;
Найти разность между предыдущим и последующим членами последовательности;
Дать определение арифметической прогрессии;
Найти среднее арифметическое чисел 2 и 8. Записать найденное число с данными в порядке возрастания. Образуют ли эти числа арифметическую прогрессию?
Учащиеся выполняют работу на доске и в тетрадях, отвечая на поставленные вопросы. Учитель подводит итог работы учащихся, обращая внимание на новые формулы и определения. Предлагает составить опорный конспект-таблицу.
| АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ |
Определение | Числовая последовательность, первый член которой равен а1 , а каждый следующий, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с некоторым постоянным числом d. |
Рекуррентная формула | аn+1 = аn + d |
Формула n-го члена | аn = а1 + (n – 1) d |
Свойства | d = аn+1 - аn , аn = (аn-1 + аn+1) : 2, где n = 2; 3; 4;… |
IV. Физ.минутка
V. Закрепление изученного материала.
Учитель разбивает класс на две группы: 1 группа работает самостоятельно по карточкам (вызывает к доске учащегося из группы), 2 группа - с учителем (у каждого на парте карточка с заданием).
Задание 1 группы.
Найти разность арифметической прогрессии, если: а1=-2, а6=4
Дана арифметическая прогрессия 3, 6, 9,… Вычислить двадцатый член этой прогрессии;
Задание 2 группы.
Для арифметической прогрессии вычислить: а10, если 1=-3 и d=2
Записать формулу n члена арифметической прогрессии: -5, -7, -9,…
Затем учащиеся 1 и 2 групп выполняют самостоятельно с последующей проверкой:
1. Арифметическая прогрессия (аn) задана последовательностью: -50; -38,8;… Найдите d, а3, а4, а21. 2. Найдите а23 и n-й члены арифметической прогрессии 11;7… 3. Известны два члена арифметической прогрессии (аn): а5 = 8,2 и а10 =4,7. Найдите а1 и d. |
VI. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы познакомились с новой последовательностью - арифметической прогрессией, применяли к решению задач формулу n-го члена арифметической прогрессии.
VII. Домашнее задание.
Учебник А. Абылкасымова, Алгебра 9кл. п. 10 стр.78 № 168