Тема: Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Цели урока:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
Развивающие: продолжать развивать внимание, речь, логическое мышление, самостоятельность.
Воспитательные: прививать интерес к математике, а также формировать умение общаться, развивать навыки взаимопомощи, самоутверждения, самооценки.
Тип: обобщение
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал
Ход урока
1.Орг.момент
Здравствуйте, ребята!. Садитесь, пожалуйста. Сегодняшний урок я хотела бы начать словами А.С. Пушкина:
«О, сколько нам открытий чудных….
Готовит просвещенья дух,
И опыт, - сын ошибок трудных,
И гений, - парадоксов друг»
Я хочу, чтобы наша встреча сегодня принесла много открытий, опыта и хорошего настроения.
Вместе с вами мы будем двигаться только вперёд, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка означает движение вперёд.
2.Актуализация знаний
Учащимся предлагаются обнаружить закономерность в таблице, заранее написанной на доске
2 | 4 | 8 | 16 |
0 | 2 | 6 | 14 |
-2 | 0 | 4 | 12 |
-4 | -2 | 2 | 10 |
3.Кроссворд
Вопросы кроссворда:
1. Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
2. Разность последовательно одинаковых членов.
3. Способ задания последовательности.
4. Разность последующего и предыдущего членов прогрессии.
5. Элементы, из которых состоит последовательность.
6. Натуральное число, обозначающее место члена в последовательности.
7. Функция, заданная на множестве натуральных чисел.
8. Последовательность, содержащая конечное число членов.
4.Устная работа
Какая последовательность называется арифметической прогрессией? Назовите формулу.
Выясним, в какой фигуре записана арифметическая прогрессия.
Назовите первый член и разность арифметической прогрессии 8; 8; 8; … .
Как найти разность арифметической прогрессии? Назовите формулу.
Назовите способы задания последовательности.
К каким числам принадлежит n?
Назовите формулу n – го члена арифметической прогрессии.
Сформулируйте свойство каждого члена арифметической прогрессии, начиная со второго. Назовите формулу.
5.Тренировочные упражнения
1. Известно, что а1 = 1, d = 2.
Задайте эту прогрессию.
2. Выразите через а и d : а , а .
3. . Найдите а , если а = 4, d =7. (32)
4. Найдите а , если а = 20, а = 30. (25)
6.Умственная физминутка: математический анекдот:
Однажды Шерлок Холмс и его неизменный спутник Ватсон отправились в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и они приземлились в пустынной и загадочной местности.
Вскоре, однако, они заметили приближающегося к ним человека.
- Не могли бы вы хотя бы приблизительно. Сказать нам. Где мы находимся? – спросил его Холмс.
Человек задумался на некоторое время и затем ответил:
- Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно. Вы находитесь в гондоле воздушного шара.
Очередной порыв ветра понёс шар дальше в неизвестном направлении.
- Чёрт бы побрал этих математиков! – раздражённо проговорил Шерлок Холмс.
- А почему Вы считаете, что этот человек был математиком? – как всегда удивился Ватсон.
- Ну, во–первых, прежде чем ответить, он подумал. А во–вторых, его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас.
7.Решение задач
Вообще, зная формулы арифметической прогрессии, можно решить много интересных задач литературного, исторического и практического содержания.
Рассмотрим прогрессии в жизни и быту.
№1 Строители должны выложить плиткой мостовую. В 1 день они выложили 3м. Приобретая опыт , строители каждый последующий день , начиная со второго , выкладывали на 2м больше , чем в предыдущий. Сколько м уложат строители в 15 день.
- Скажите, сколько м уложили в 1 день?
-А вы можете сказать , сколько м уложат студенты во 2 день, в 3 день?
- Что же образуют уложенные студентами количество метров квадратных? (арифметическую прогрессию)
- чему равен первый член этой прогрессии?
- Чему равна разность?
Прочитайте вопрос задачи . Как можно его переформулировать?(Найти 15- й член арифметической прогрессии.)
Решать эту задачу к доске пойдёт ---
-Как правильно записать ответ задачи?(За 15 дней строители уложат 31 м.
№ 2 В угловом секторе стадиона в первом ряду 7 мест , а в каждом следующем на 2 места больше , чем в предыдущем. Сколько мест в 26 –ом ряду?
(а=7;d=2; a=7+2*25=57)(Ответ: в 26 ряду 57 мест.)
8.Работа по карточкам
№1. Найти третий член арифметической прогрессии, если 1-ый член равен 4, а разность прогрессии равна 3.
№2 Дана арифметическая прогрессия, первый член которой равен 2.75 ,а её разность равна 0,4. Является
ли членом прогрессии число 8,35?
№3 Найдите первый положительный член арифметической прогрессии -10,5 -10,25 ...
9.Рассмотрим прогрессии в литературе.
Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями!
Так, вспомним строки из "Евгения Онегина".
...Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить...
Ямб - это стихотворный размер с ударением на чётных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
Ямб «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...»
Прогрессия: 2; 4; 6; 8...
Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7... С первым членом 1 и разностью прогрессии 2.
Хорей «Я пропАл, как звЕрь в загОне» (Пастернак)
Прогрессия: 1; 3 ;5; 7...
Классический хорей:
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

10.«Занимательное свойство арифметической прогрессии».
Дана “стайка девяти чисел”:
3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17, 19.
Она представляет собой арифметическую прогрессию. Кроме того, данная стайка чисел привлекательна способностью разместиться в девяти клетках квадрата 3х3 так, что образуется магический квадрат с константой, равной 33.
Знаете ли вы, что такое магический квадрат? Квадрат, состоящий из 9 клеток, в него вписывают числа, так чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали диагонали была одним и тем же числом- constanta.
Замечание об арифметической прогрессии само по себе очень интересно. Дело в том, что из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат.
11 Домашнее задание:
Составить арифметическую прогрессию и заполнить магический квадрат.
12.Рефлексия.
Я доволен собой, у меня все получилось.
У меня не все получилось, нужно повторить.
Многое не получилось, нужно повторить.
13.Итог урока.

Оценки можно выставить на другом уроке, подведя итоги работы каждого ученика.