Приветствие учителя. - Здравствуйте, садитесь! Посмотрите все ли в порядке Ручки, книжки и тетрадки Все ль готовы вычитать, И делить, и умножать? Все готовы? - Запишите в тетрадях «Классная работа», число сегодняшнего урока | Ученики стоя приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Записывают. |
- Итак, ребята, давайте выполним устный счет. (Слайд 2)
- Молодцы! - Скажите, пожалуйста, примеры с какими арифметическими действиями встречаются чаще? - А теперь, давайте вспомним:(Слайд 3) Как называются числа при делении? Как называются числа при умножении? Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестный делитель? Как найти неизвестный множитель? Как проверить деление умножением?
- Молодцы, ребята! | Учащихся считают устно
-Примеры с умножением и делением. Учащиеся отвечают на вопросы: Делимое, делитель, частное Первый множитель, второй множитель, произведение. Частное надо умножить на делитель. Делимое надо разделить на частное. Произведение надо разделить на известный множитель. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель. |
- Мы вспомнили с вами как называются компоненты деления и умножения и как их можно найти. - А, теперь решим такую задачу:(Слайд4) «Сошлись на полянке 17 зайчат, Парами прыгать они захотят. Сколько мы в паре увидим зайчат? Сколько уныло в сторонке сидят?»
- Сколько было зайчат? - «Парами» - это значит по сколько? - Сколько зайчат будут в танце? - Сколько пар? - А в сторонке сколько?
- Как записать решение? Один ученик записывает на доске, остальные в тетради.
- Возникли ли у вас затруднения при вычислении?
- Значит, как называется тема нашего урока? (Слайд 5)
- В начальных классах вы знакомились с этой темой? - Какие цели мы перед собой поставим на этот урок? |
- 17 - по 2 - 16 - 8 - 1
Запись на доске учащимся 17 : 2 = 8 (ост.1)
Вычисляют. Проблема: -Да. Здесь получается остаток. - Тема сегодняшнего урока – деление с остатком (записывают в тетрадях)
- Да, мы изучали в 4 классе. - Вспомним как выполнять деление с остатком. |
- Итак, ребята, с помощью предыдущей задачи, мы с вами вспомнили, что не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. - Скажите,пожалуйста, где в жизни нам может пригодиться деление с остатком? - Правильно. Давайте наглядно убедимся как деление с остатком может использоваться в жизни, сделав следующую практическую работу. Вы будете работать в парах. Для работы вам нужны: кусок ленты длиной 21 см, линейка и ножницы. Все готовы? - Разделите ленту на кусочки по 4 см. - Что у вас получилось?
- Запишем это решение.
- Назовите делимое - Назовите делитель - 5 – это какой компонент действия? - Ребята, так как мы решили пример на деление с остатком, то это число будем называть не частным, а неполным частным. - Назовите остаток. - Делаем запись в тетради: 21:4 = 5 (ост.1) 21 – делимое – делитель 5– неполное частное 1 – остаток - Скажите, какой длины останется кусок, если длина ленты 22 см? - 23 см? - 24 см? - 25 см? - 26 см? - Какой вывод можно сделать из этого?
- Ребята, подумайте и решите как найти делимое 21, зная делитель, неполное частное и остаток. - Молодцы! Давайте сформулируем правило как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток. - Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим:(Слайд 6) а – делимое b – делитель n – неполное частное r - остаток |
При покупке чего либо, при расчёте стройматериалов, при расчёте лекарств и т. д.
Дети выполняют практическую работу под руководством учителя.
- Получилось 5 кусочков ленты по 4 см и остался 1 кусочек длиной 1 см. Из нескольких пар к доске выходит один ученик и записывает решение. После этого сравниваем полученные выражения. 21:4=5 (ост.1) - 21 - 4 - частное
- 1.
- 2 см - 3 см - 6 кусочков по 4 см, а остатка нет - 6 кусочков по 4 см и остаток в 1 см. - 2 см - Остаток не может быть больше делителя.
- 21=5*4+1
- Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.
Записывают в тетради а= b*n +r |
- Откроем учебники на стр. 54, решим № 235(1,2)
- Решаем № 236 (1 строка) самостоятельно, потом меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем. Выборочно обсуждаем ошибки. | 1 ученик решает на обратной стороне доски, остальные самостоятельно в тетради. Потом открываем доску и проверяем, обсуждая решение.
Проверяющие комментируют ошибки проверяемых. |
VII этап. Итог урока.(2 мин) Какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы думаете, добились мы цели? - Может ли остаток быть больше делителя? - Может ли остаток быть равен делителю? - Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
- Молодцы! Объявляются отметки, полеченные на уроке.
|
- Вспомнить как выполнять деление с остатком. - Да. - Нет. - Нет. Остаток всегда меньше делителя. - Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток. |
Дома, ребята, прочитать стр. 52-53, №237, 242.(Учитель объясняет.) | Записывают домашнее задание, задают вопросы. |