СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Деление с остатком"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект Урока "Деление с остатком "по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Деление с остатком"»


Разработка урока математики в 5 классе

по теме: «Деление с остатком»

Цели:

  • в личностном направлении (воспитательные): воспитывать чувство коллективизма и научить договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения;

  • в метапредметном направлении (развивающие): развивать внимание, логическое мышление, математическую речь;

  • в предметном направлении (обучающие): повторить деление с остатком, названия его компонентов, вспомнить формулу для нахождения делимого, формировать навыки деления с остатком.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Форма урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся:фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор,карточки, кусок ленты длиной 21 см, линейка и ножницы.

Учебник: Математика 5 класс под. Ред. С.М. Никольского

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап. Организационный момент.(2 мин)

Приветствие учителя.

- Здравствуйте, садитесь!

Посмотрите все ли в порядке

Ручки, книжки и тетрадки

Все ль готовы вычитать,

И делить, и умножать?

Все готовы?

- Запишите в тетрадях «Классная работа», число сегодняшнего урока

Ученики стоя приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.





Записывают.

II этап. Актуализация знаний. (8 мин)

- Итак, ребята, давайте выполним устный счет. (Слайд 2)



- Молодцы!

- Скажите, пожалуйста, примеры с какими арифметическими действиями встречаются чаще?

- А теперь, давайте вспомним:(Слайд 3)

  1. Как называются числа при делении?

  2. Как называются числа при умножении?

  3. Как найти неизвестное делимое?

  4. Как найти неизвестный делитель?

  5. Как найти неизвестный множитель?

  6. Как проверить деление умножением?



- Молодцы, ребята!


  1. Учащихся считают устно









-Примеры с умножением и делением.

  1. Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Делимое, делитель, частное

  2. Первый множитель, второй множитель, произведение.

  3. Частное надо умножить на делитель.

  4. Делимое надо разделить на частное.

  5. Произведение надо разделить на известный множитель.

  6. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.

III этап. Сообщения новой темы (создание проблемной ситуации). (3 мин)

- Мы вспомнили с вами как называются компоненты деления и умножения и как их можно найти.

- А, теперь решим такую задачу:(Слайд4)

«Сошлись на полянке 17 зайчат,

Парами прыгать они захотят.

Сколько мы в паре увидим зайчат?

Сколько уныло в сторонке сидят?»



- Сколько было зайчат?

- «Парами» - это значит по сколько?

- Сколько зайчат будут в танце?

- Сколько пар?

- А в сторонке сколько?



- Как записать решение?

Один ученик записывает на доске, остальные в тетради.



- Возникли ли у вас затруднения при вычислении?





- Значит, как называется тема нашего урока? (Слайд 5)





- В начальных классах вы знакомились с этой темой?

- Какие цели мы перед собой поставим на этот урок?















- 17

- по 2

- 16

- 8

- 1



Запись на доске учащимся 17 : 2 = 8 (ост.1)



Вычисляют.

Проблема:

-Да. Здесь получается остаток.

Тема сегодняшнего урока – деление с остатком (записывают в тетрадях)



- Да, мы изучали в 4 классе.

- Вспомним как выполнять деление с остатком.

IV этап. Изучение нового материала.(10 мин)




- Итак, ребята, с помощью предыдущей задачи, мы с вами вспомнили, что не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.

- Скажите,пожалуйста, где в жизни нам может пригодиться деление с остатком?

- Правильно. Давайте наглядно убедимся как деление с остатком может использоваться в жизни, сделав следующую практическую работу. Вы будете работать в парах. Для работы вам нужны: кусок ленты длиной 21 см, линейка и ножницы. Все готовы?

- Разделите ленту на кусочки по 4 см.

- Что у вас получилось?



- Запишем это решение.





- Назовите делимое

- Назовите делитель

- 5 – это какой компонент действия?

- Ребята, так как мы решили пример на деление с остатком, то это число будем называть не частным, а неполным частным.

- Назовите остаток.

- Делаем запись в тетради: 21:4 = 5 (ост.1)

21 – делимое

  1. – делитель

5– неполное частное

1 – остаток

- Скажите, какой длины останется кусок, если длина ленты 22 см?

- 23 см?

- 24 см?

- 25 см?

- 26 см?

- Какой вывод можно сделать из этого?



- Ребята, подумайте и решите как найти делимое 21, зная делитель, неполное частное и остаток.

- Молодцы! Давайте сформулируем правило как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток.

- Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим:(Слайд 6)

а – делимое

b – делитель

n – неполное частное

r - остаток







При покупке чего либо, при расчёте стройматериалов, при расчёте лекарств и т. д.





Дети выполняют практическую работу под руководством учителя.





- Получилось 5 кусочков ленты по 4 см и остался 1 кусочек длиной 1 см.

Из нескольких пар к доске выходит один ученик и записывает решение. После этого сравниваем полученные выражения.

21:4=5 (ост.1)

- 21

- 4

- частное





- 1.











- 2 см

- 3 см

- 6 кусочков по 4 см, а остатка нет

- 6 кусочков по 4 см и остаток в 1 см.

- 2 см

- Остаток не может быть больше делителя.



- 21=5*4+1



- Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.



Записывают в тетради

а= b*n +r

V этап. Физкультминутка. (2 мин)

VI этап. Закрепление. (10 мин)

- Откроем учебники на стр. 54, решим № 235(1,2)





- Решаем № 236 (1 строка) самостоятельно, потом меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем. Выборочно обсуждаем ошибки.

1 ученик решает на обратной стороне доски, остальные самостоятельно в тетради. Потом открываем доску и проверяем, обсуждая решение.



Проверяющие комментируют ошибки проверяемых.

VII этап. Итог урока.(2 мин)

Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете, добились мы цели?

- Может ли остаток быть больше делителя?

- Может ли остаток быть равен делителю?

- Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?



- Молодцы!

Объявляются отметки, полеченные на уроке.








- Вспомнить как выполнять деление с остатком.

Да.

- Нет.

- Нет. Остаток всегда меньше делителя.

- Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.


VII этап. Домашнее задание.(2 минуты)(Слайд 7)

Дома, ребята, прочитать стр. 52-53, №237, 242.(Учитель объясняет.)

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

VIII этап. Рефлексия.(1 минуты)

- Прошу вас дать самооценку своей работы на уроке.

Каждому ученику раздается 3 карточки: «солнышко» - мне все удалось, «солнышко и тучка» - мне не все удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.(Слайд 8)



Спасибо за урок!(Слайд 9)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!