СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока диффузия

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах»

Цель урока:

·        Изучение диффузии в газах, жидкостях и твердых телах;

·        Изучение различий в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов;

·        Изучение зависимости скорости движения молекул от температуры тела.

Задачи:

·        Сформировать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях;

·        Формирование представления о значении диффузии  для неживой и живой природы.

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация знаний:

 

Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас. Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно.

На одном из прошлых уроков мы высказали гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Однако любую гипотезу можно считать достоверной лишь в том случае, если она многократно экспериментально подтверждается.

Давайте сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, и если она будет подтверждаться вновь, то попытаемся узнать что-нибудь ещё об этих мельчайших частицах вещества.

 

Итак, тема урока «Диффузия» (Запись в тетради)

3.      Повторение.

·      Молекула – это…частица, из которой состоят все вещества

·        Молекулы состоят…из атомов

·        У одного и того же вещества молекулы…одинаковые

·        У разных веществ молекулы…разные

Какое из утверждений верное?

А. при нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах;

Б. при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.

Ответ: Б

 

4.      Изучение нового материала:

 

I.          Непрерывное и беспорядочное движение молекул

 

Но все высказанные вами ранее версии по объяснению результата опыта были основаны ещё на одном предположении, которое вы использовали, но не проговорили вслух. Как вы думаете, о чём идёт речь?

Наводящий вопрос:

Молекулы проникли…, молекулы перемешались… В каком случае такое возможно?

 

Это возможно лишь в том случае, если молекулы движутся.

 

Давайте в группах обсудим между собой все высказанные точки зрения и найдём наиболее точную версию, позволяющую объяснить результат опыта.

Итак, мы сообща пришли к выводу: в результате своего непрерывного и беспорядочного движения молекулы аромата апельсина и молекулы воздуха перемешиваются и попадают в орган обоняния.

II.          Понятие диффузии;

Давайте попытаемся объяснить результаты следующего опыта:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА:

В стеклянный сосуд наливаем водный раствор медного купороса. Поверх раствора осторожно наливаем чистую воду. Наблюдаем границу между жидкостями.

 

Вопрос: Как вы думаете, что будет происходить с этими жидкостями с течением времени, и что мы будем наблюдать?

После обсуждения в группах, учащиеся высказывают свои предположения и в ходе рассуждений приходят к выводу о том, что с течением времени граница между соприкасающимися жидкостями, вследствие непрерывного и беспорядочного движения их молекул, начнёт размываться. Достоверность этого вывода можно подтвердить, продемонстрировав сосуд, в котором граница между этими жидкостями стала расплывчатой (опыт готовится заранее).

В тетради оставить место для рисунка

Учитель: Проведём игру. Две группы учащихся выходят к доске. Одна группа – “молекулы” одной жидкости, вторая – “молекулы” другой жидкости. Продемонстрируйте, что будет происходить с жидкостями при их соприкосновении. (Дети изображают процесс).

Прокомментируйте все проделанные вами действия. (Дети объясняют, что они попытались изобразить).

 

Ребята, для объяснения результатов этого опыта вы пользовались выдвинутыми вами ранее гипотезами о существовании молекул и их непрерывном и беспорядочном движении. Именно эти предположения и позволили вам найти ответ и объяснить результаты. Таким образом, высказанные гипотезы нашли ещё одно подтверждение, что свидетельствует об их достоверности.

 

Явление, которое мы только что рассмотрели на примерах распространения молекул апельсина в воздухе и самопроизвольного смешивания жидкостей, называется диффузией. Попробуйте сами сформулировать определение этого явления. (В ходе беседы приходим к выводу, который учащиеся записывают в тетрадь).

ВыводЯвление самопроизвольного перемешивания веществ называется диффузией.

Причина диффузии - беспорядочное движение молекул.

 

III.          Скорость протекания диффузии в разных агрегатных состояниях;

 

Итак, мы познакомились с вами с новым явлением – диффузией.

А теперь давайте ответим на вопрос: Какова скорость протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах?

Демонстрации:

1.      Диффузия в газах: духи разбрызгать в класс, учащиеся, почувствовав запах, поднимают руку.

2.      Диффузия в жидкостях: опыт медным купоросом.

Учитель.

Почему в газах диффузия происходит быстро?

Где быстрее происходит диффузия – в жидкостях или в газах? Почему?

Быстро или медленно происходит диффузия в твердых телах? Почему?

(Учащиеся дают ответы).

Диффузия в твёрдых телах происходит чрезвычайно медленно. Если отшлифованные пластины свинца и золота положить одна на другую и сжать грузом, то при обычной комнатной температуре (около 20°С) за 5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние всего около 1 мм.

Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:

Вывод: Скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества. Диффузия быстро протекает в газах, медленнее - в жидкостях и очень медленно - в твердых телах.

3.      Зависимость диффузии от температуры тела

 

Учитель. Проведём ещё один опыт и сделаем это в группах (практическая работа).

Задание на карточках

Опишите опыт , с помощью которого можно доказать, что любое вещество состоит из мельчайших частиц – молекул.

 

Чтобы огурцы получились малосольными, их нужно хранить в холодном помещении. Почему ?

 

Почему не рекомендуется хранить в холодильнике рядом с молочными продуктами сельдь или нарезанный лук?

 

Объясните, почему газы не имеют собственной формы и постоянного объёма.

 

 

4.Закрепление.

 

1.      На каком явлении основана засолка овощей, рыбы и других продуктов?

2.      Почему чай заваривают именно горячей водой?

3.      Какое отношение к диффузии имеет поговорка: Ложка дегтя испортит бочку меда?

 

 

Итог урока.

 

·        Домашнее задание: