Тема : «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах»
Цель урока:
· Изучение диффузии в газах, жидкостях и твердых телах;
· Изучение различий в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов;
· Изучение зависимости скорости движения молекул от температуры тела.
Задачи:
· Сформировать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях;
· Формирование представления о значении диффузии для неживой и живой природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас. Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно.
На одном из прошлых уроков мы высказали гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Однако любую гипотезу можно считать достоверной лишь в том случае, если она многократно экспериментально подтверждается.
Давайте сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, и если она будет подтверждаться вновь, то попытаемся узнать что-нибудь ещё об этих мельчайших частицах вещества.
Итак, тема урока «Диффузия» (Запись в тетради)
3. Повторение.
· Молекула – это…частица, из которой состоят все вещества
· Молекулы состоят…из атомов
· У одного и того же вещества молекулы…одинаковые
· У разных веществ молекулы…разные
Какое из утверждений верное?
А. при нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах;
Б. при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.
Ответ: Б
4. Изучение нового материала:
I. Непрерывное и беспорядочное движение молекул
Но все высказанные вами ранее версии по объяснению результата опыта были основаны ещё на одном предположении, которое вы использовали, но не проговорили вслух. Как вы думаете, о чём идёт речь?
Наводящий вопрос:
Молекулы проникли…, молекулы перемешались… В каком случае такое возможно?
Это возможно лишь в том случае, если молекулы движутся.
Давайте в группах обсудим между собой все высказанные точки зрения и найдём наиболее точную версию, позволяющую объяснить результат опыта.
Итак, мы сообща пришли к выводу: в результате своего непрерывного и беспорядочного движения молекулы аромата апельсина и молекулы воздуха перемешиваются и попадают в орган обоняния.
II. Понятие диффузии;
Давайте попытаемся объяснить результаты следующего опыта:
ОПИСАНИЕ ОПЫТА:
В стеклянный сосуд наливаем водный раствор медного купороса. Поверх раствора осторожно наливаем чистую воду. Наблюдаем границу между жидкостями.
Вопрос: Как вы думаете, что будет происходить с этими жидкостями с течением времени, и что мы будем наблюдать?
После обсуждения в группах, учащиеся высказывают свои предположения и в ходе рассуждений приходят к выводу о том, что с течением времени граница между соприкасающимися жидкостями, вследствие непрерывного и беспорядочного движения их молекул, начнёт размываться. Достоверность этого вывода можно подтвердить, продемонстрировав сосуд, в котором граница между этими жидкостями стала расплывчатой (опыт готовится заранее).
В тетради оставить место для рисунка
Учитель: Проведём игру. Две группы учащихся выходят к доске. Одна группа – “молекулы” одной жидкости, вторая – “молекулы” другой жидкости. Продемонстрируйте, что будет происходить с жидкостями при их соприкосновении. (Дети изображают процесс).
Прокомментируйте все проделанные вами действия. (Дети объясняют, что они попытались изобразить).
Ребята, для объяснения результатов этого опыта вы пользовались выдвинутыми вами ранее гипотезами о существовании молекул и их непрерывном и беспорядочном движении. Именно эти предположения и позволили вам найти ответ и объяснить результаты. Таким образом, высказанные гипотезы нашли ещё одно подтверждение, что свидетельствует об их достоверности.
Явление, которое мы только что рассмотрели на примерах распространения молекул апельсина в воздухе и самопроизвольного смешивания жидкостей, называется диффузией. Попробуйте сами сформулировать определение этого явления. (В ходе беседы приходим к выводу, который учащиеся записывают в тетрадь).
Вывод: Явление самопроизвольного перемешивания веществ называется диффузией.
Причина диффузии - беспорядочное движение молекул.
III. Скорость протекания диффузии в разных агрегатных состояниях;
Итак, мы познакомились с вами с новым явлением – диффузией.
А теперь давайте ответим на вопрос: Какова скорость протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах?
Демонстрации:
1. Диффузия в газах: духи разбрызгать в класс, учащиеся, почувствовав запах, поднимают руку.
2. Диффузия в жидкостях: опыт медным купоросом.
Учитель.
Почему в газах диффузия происходит быстро?
Где быстрее происходит диффузия – в жидкостях или в газах? Почему?
Быстро или медленно происходит диффузия в твердых телах? Почему?
(Учащиеся дают ответы).
Диффузия в твёрдых телах происходит чрезвычайно медленно. Если отшлифованные пластины свинца и золота положить одна на другую и сжать грузом, то при обычной комнатной температуре (около 20°С) за 5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние всего около 1 мм.
Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:
Вывод: Скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества. Диффузия быстро протекает в газах, медленнее - в жидкостях и очень медленно - в твердых телах.
3. Зависимость диффузии от температуры тела
Учитель. Проведём ещё один опыт и сделаем это в группах (практическая работа).
Задание на карточках
Опишите опыт , с помощью которого можно доказать, что любое вещество состоит из мельчайших частиц – молекул.
Чтобы огурцы получились малосольными, их нужно хранить в холодном помещении. Почему ?
Почему не рекомендуется хранить в холодильнике рядом с молочными продуктами сельдь или нарезанный лук?
Объясните, почему газы не имеют собственной формы и постоянного объёма.
4.Закрепление.
1. На каком явлении основана засолка овощей, рыбы и других продуктов?
2. Почему чай заваривают именно горячей водой?
3. Какое отношение к диффузии имеет поговорка: Ложка дегтя испортит бочку меда?
Итог урока.
· Домашнее задание: