13
УРОК 1
Самое действенное лекарство
для физического здоровья
есть бодрое и веселое настроение духа.
К. Бострем
Тема. Эмоции и настроение человека
По учебнику: Основы здоровья: Учебник для 1 кл. общеобразоват. уч.зав. И.Д.Бех, Т.В.Воронцова, В.С.Понамаренко, С.В.Страшко.-К.:Издательство «Алатон»,2012.-136с.
По тетради: Основы здоровья:тетрадь-практикумдля для 1 кл. общеобразоват. уч.зав. И.Д.Бех, Т.В.Воронцова, В.С.Понамаренко,С.В.Страшко.-К.:Издательство «Алатон»,2012.-64с.
Цель: формировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных),их влиянии на настроение человека и здоровье; вести работу по развитию мимики и эмоционально-выразительных движений; расширять знания о приёмах снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья; воспитывать культуру общения.
Оборудование: карточки со словами, разноцветные шары, мультимедиа оборудование, маркеры, большой платок, коробки с песком, влажные салфетки.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: мультимедийный урок
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Слайд №1
Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
1.Рефлексия
Я очень рада видеть вас, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Ответы детей). Я надеюсь, что после сегодняшнего урока настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.
Тема нашего урока: «Эмоции и настроение
человека».
2.Девиз урока
Слайд №2
Девизом нашей встречи станут слова:
«Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.»
(Слова прочитываются хором).
3 Это урок научит нас:
различать эмоции управлять ими сохранять здоровье
дружить долго жить
III. ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Просмотр и обсуждение кадров мультфильма «Просто так»
– Сегодня мы будем говорить о чувствах и состояниях человека, о том как их можно выразить и как ими управлять.
– Для начала я предлагаю вам встретиться с героями мультфильма.
(М/ф “Просто так”, просмотр первых кадров).
– Вспомнили этот мультфильм? (Ответы детей).
– Кто герои этого мультфильма? (Ответы детей).
– Если наша цель выбирать, то давайте выберем название тому чувству, которое испытывает мальчик. (Радость).
– А ослик какое чувство испытывает? (Грусть.)
– Сможем мы с вами изобразить эти чувства? (Ответы детей).
– Давайте все вместе попробуем изобразить радость. (Используется зеркало.)
– А теперь – грусть. Молодцы!
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Подготовительные артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе «Звукооператор мультфильма» (с акцентом на детях с нарушением звукопроизношения):
- А сейчас перед нами новое задание. Вы звукооператоры мультфильмов. Выполните предлагаемые задания и озвучте картинку.(Учитель показывает картинку,говорит задание, дети озвучивают.)
• «Индюшата».На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».
• «Огнетушитель». На выдохе произносится «Тс-тс-тс».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Приведение». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Слайд №3
– Вы молодцы, правильно определили чувства и состояния героев мультфильма, сумели отлично озвучить картинки и побывать в роли операторов.
Все чувства, переживания, которые испытывает человек, можно назвать одним словом – эмоции.
– Сейчас мы поговорим об этих чувствах.
2.Игра «Угадай-ка»
Дети по очереди читают стихи и отвечают на вопрос: о какой эмоции идёт речь?
Слайд№4
Весела я, весела,
Ножками я топаю.
Я танцую и пою
И в ладошки хлопаю.
И. Лопухина
– Какое чувство испытывает девочка? (Радость).
Слайд№5
Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка.
А. Барто
– Какое чувство испытывает герой? (Грусть.)
Слайд№6
Гуси и Люся
На дороге гуси ущипнули Люсю,
И болела долго у неё нога.
– Я вам, злые гуси! – погрозила Люся.
А они в ответ ей: “Га-га-га”!
Л.Успенская
– Какие гуси? (Злые).
Слайд№7
Лепит девочка из глины
Ушки, лапки, хвостик длинный.
Удивляется братишка:
Вышла серенькая мышка.
Мариджан
– Какое чувство испытывает братик? (Удивление).
Слайд №8
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: “У-у-х!”, Филин: “У-у-х!”
У старушек замер дух:
“Жутко!”
Е.Благинина
– Какое чувство испытывают старушки? (Страх).
Слайд №9
Кролики
В старой корзине на кухонном столике
Смирно сидели пушистые кролики.
Мама сказала: “Их трогать не нужно.”
Только, наверно, им, бедненьким, душно,
Маленьким крошкам жарко и тесно.
Сколько их там – посмотреть интересно.
З. Александрова
– Какое чувство испытывает герой? (Интерес).
Слайд№10
Мама недовольна
Ваза синяя разбита,
Лужа на паркете...
Мать на мальчиков сердита:
— Отвечайте, дети,
Кто из вас с цветами вазу
Уронил с окошка?
Может быть, ответить маме:
“Виновата кошка”?
И Володя, и Сережа
Покраснели сразу.
Мама спрашивает строже:
—Кто же трогал вазу?
Младший прячется за брата,
Старший смотрит прямо, Говорит:
— Прости нас, мама,
Оба виноваты.
З. Александрова
– Какое чувство испытывают мальчики? (Стыд, вину).
Слайд№11
– Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей).
3.Физкультминутка для глаз (видеопрезентазия «Бабочка»)
V. ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Работа с учебником с. 114(рассмотрение рисунков, ответы на вопросы)
- Из какого мультфильма этот рисунок?
- Кому угрожал Крошка Енот?
- Кого он испугался?
-Что ему посоветовала мама?
- В каком настроении он возвращался?
- Что помогло ему победить страх?
2. Стретчинг (танцевальная физминутка) под песенку «Улыбка».
(Из к/ф «Крошка Енот»)
Постановка проблемы. Самостоятельная работа
- Попробуйте самостоятельно распределить эти эмоции на две группы.
(Детям раздаются карточки с названиями эмоций.)
Радость
Грусть
Интерес
Страх
Удивление
Вина
Злость
– Как вы назовёте эмоции 1-й группы? (Хорошие, приятные.)
– Их принято называть – положительные, позитивные.
- А эмоции другой группы как можно назвать? (Плохие, неприятные). Отрицательные, негативные.
Слайд №12
- При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянём в домик настроения.
- Посмотрите на это окно. Какое лицо на нем нарисовано? Какой герой живёт в домике? (Ответы детей)
Выражение лиц: испуганное, грустное, злое, радостное.
– Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.
4.Рисование эмоции на шарике
Слайд№13
– Ребята, сегодня к нам на урок прилетели волшебные воздушные шары. Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. Сделайте их снова разными.
(Дети с помощью маркера рисуют на шарике).
– Молодцы, ребята, шарики очень обрадовались, а теперь им пора улетать. Шарики улетают под музыку.
– Дети, а под какую музыку улетели наши шарики? (Ответы детей),
5 . Физкульминутка для глаз ( под музыку)
Мы на шарики посмотрим нежно- нежно, грустно- грустно.
Глазками мы поморгаем и покажем наши чувства.
Вот закрыли мы глаза, вот отрыли – чудеса.
Наши шарики летят,сказать «Спасибо!» все хотят.
Их мы взглядом провожаем и работать продолжаем.
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Определение эмоциональных состояний в музыке
– Музыка тоже может выражать эмоциональное состояние. Давайте послушаем несколько мелодий и определим, какие эмоции вы испытываете?
Звучит грустная, «страшная», « тревожная», весёлая мелодии. (Ответы детей).
2. Игра- тренинг « Мои цыплята»( в кругу на коврике)
– А сейчас мы поиграем в игру “Мои цыплята”. Вы будете не просто мальчиками и девочками, а маленькими цыплятами, а я буду вашей мамой-курицей. Внимательно слушайте и выполняйте то, что я вам буду говорить.
Учитель вместе с детьми садится на пол и накрывает всех “волшебным платком”
– Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы в цыплят играть.
Желтые, хорошие,
На солнышко похожие.
Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.
Первый цыплёнок очень удивился:
Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно.
Ребенок изображает это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).
Учитель: Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.
Ребенок передает это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты.
Учитель: Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз.
Учитель: Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: “Какой чудесный мир вокруг!”
Ребенок повторяет слова: “Какой чудесный мир вокруг!” — улыбается и смеется.
Учитель: Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывал им в глаза, дотрагивался до них.
Ребенок выполняет действия, указанные учителем , при этом брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты.
Учитель: Шестой цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга.
Учитель: Седьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало так стыдно, что он всех задерживал.
Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сдвинуты к носу, глаза опущены вниз.
Учитель: Мои хорошенькие цыплятки, я так рада видеть вас (улыбается). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится. Учитель накрывает детей платком.
Раз, два, три, четыре, пять!
Поиграли мы в цыплят.
И сейчас хотим опять
Превратиться мы в ребят.
3.Упражнения с мокрым песком «Победим злость»
- Ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на состояние нашего здоровья? (Ответы детей). Конечно, влияют. Мы выяснили, что эмоции бывают отрицательные и положительные.
– Как отрицательные эмоции влияют на здоровье? (Человек может плохо спать, пропадает аппетит, болит голова и т.д.)
– Как положительные эмоции влияют на здоровье? ( Человек будет бодрый, весёлый, будет хороший сон, аппетит, может вылечиться от болезней).
– Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Открою секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться.
– Есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Вспомните, пожалуйста, какие способы и приёмы вы знаете. (Снеговик, подушка для битья, стаканчик, мирилочка без слов, разрывание бумаги, упражнения на расслабление).
– Правильно! Есть много игр, которые учат нас “сердиться правильно”, то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр вам подарит мокрый песок. Давайте с помощью песка вылепим собственную злость, а потом победим ее.
(Дети работают с песком).
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ по желанию
Подготовить рисунок «Какое настроение у меня чаще всего бывает»(используя задания тетради с. 60 «Дневник настроения»)
VIII. ИТОГ УРОКА
1. Заключительный опрос
- О чём мы с вами сегодня говорили?(Об эмоциях).Правильно, что такое эмоции? (Эмоции - это чувства, состояния человека).
– На какие две группы делятся эмоции? (Положительные ,отрицательные).
– Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. Давайте вспомним наш девиз. Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? Ответы детей.
2. Сундучок добрых советов. Вербальное оценивание
Слайд№14
– А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться.
– Вспомним совет Кота Леопольда: “Давайте жить дружно!” и положим в сундучок наши добрые советы общения друг с другом.
3.Рефлекия
– А теперь я попрошу вас выразить эмоции от нашего совместного общения с помощью смайликов.
Все вы хорошо трудились,
Все старались, не ленились.
Рада всем вам пожелать
Никогда не унывать , всё учить, всегда всё знать
И 12 получать!
С настроением дружите, им всегда руководите.
И пусть в этот добрый час
Отлично будет всё у вас!
До свиданья всем скажу,
До новых встреч ! Я всех люблю!