Тема урока «Задачи на построение» (7класс)
Тип урока - урок изучения нового материала, первичное закрепление новых знаний.
Цель урока: рассмотреть наиболее простые задачи на построение и научить учащихся решать их.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с задачами на построение;
сформировать умение решать простые задачи на построение;
расширить знания об истории геометрии.
Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при изучении темы;
воспитание интереса к истории математики, как науки.
Оборудование к уроку:
Компьютер.
Видеопроектор, экран.
Домашнее задание: Геометрия ,7-9:Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-М., 2002. пп. 22-23, В. 17-21 стр.50,задача 5(стр. 48), задача 6 (№153).
План урока:
Организационный момент – 3 мин.
Проверка теоретических знаний учащихся по теме «Окружность»
Изучение нового материала
3.1. Актуализация опорных знаний – 5 мин.
3.2. Основные задачи на построение – 10 мин.
3.3. Отработка навыков решения задач на построение – 12 мин.
3.4. Три классические задачи древности – 3 мин.
4. Рефлексия - 4мин.
Ход урока:
Организационный момент – 3 мин.
Здравствуйте, ребята. Все ли присутствуют в классе? Были ли затруднения при выполнении домашнего задания?
Проверка теоретических знаний учащихся по теме «Окружность»
Мы с вами изучили тему «Окружность» и сегодня проверим с помощью теста ваши знания. Возьмите карточки и ответьте на вопросы теста-5 мин. (Приложение 1)
Самостоятельно оцените свои знания, подсчитав количество верных ответов. Если верных ответов 5- оценка «5», если верных ответов 4 – оценка «4», если верных ответов 3–оценка «3», если верных ответов 2– оценка «2».
Ключ:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 вариант | Геометрическая; всех; заданном. | Б | В | Б | СD |
2 вариант | Отрезок; какой-либо. | Б | Б | В | МN |
Изучение нового материала
Учитель: Какой инструмент используется для того, что бы начертить отрезок заданной длины? А угол заданной градусной меры?
Дети: Линейка с миллиметровыми делениями, транспортир.
Учитель: Хорошо. А теперь, каждый учащиеся чертит треугольник со своими данными. Используется структура менеджмет.
Начертите треугольник АВС такой, что АВ=3,4 см, АС=2,2 см, а угол А=53̊ | Начертите треугольник АВС такой, что АВ=5,1 см, угол А=60̊, угол В=50̊. |
Начертите треугольник АВС такой, что АВ=4,4 см, угол А=80̊, угол В=30̊. | Начертите треугольник АВС такой, что АВ=2,8 см, АС=6,1 см, а угол А=53̊ |
На это вам даётся 2 минуты.
Проверка, обсуждение (по одному ученику от каждого варианта).
Учитель: Эти задачи мы с вами решали при помощи линейки с миллиметровыми делениями и транспортира. Можно ли построить угол равный 45̊, без использования транспортира? Ребята, подумайте, и, выбрав правильный ответ, встаньте в ту часть класса, в которой написан правильный ответ (структура конерс – в 4-х углах класса развешаны листочки с вариантами ответов: 1-да, можно; 2- нет, нельзя; 3- можно, только при помощи линейки; 4- можно, только при помощи циркуля.).
Дети занимают позиции, далее происходит обсуждение выбранных вариантов.
Учитель: Садимся. Действительно, существует множество задач, для выполнения которых используются только циркуль (для построения окружности из данного центра данного диаметра) и линейка без делений (для построения прямых линий) – это задачи евклидовой геометрии и называются они – «Задачи на построение». Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Дети: Задачи на построение.
Учитель: Обозначьте цели и задачи нашего урока.
Учитель: Итак, задачи на построение, как уже было сказано, это такие задачи, при решении которых нужно построить геометрическую фигуру, удовлетворяющую условиям задачи, с помощью циркуля и линейки без делений. Задача считается решенной, если указан способ построения фигуры и доказано, что в результате получена фигура с требуемыми свойствами. Полное решение задач на построение состоит из четырех этапов: анализ, построение, доказательство, исследование. Анализ – это поиск плана решения и изготовление чертежа – наброска; построение – фактическое построение чертежа-построения; доказательство – логически необходимый этап, предполагающий доказательство правильности рассуждений; исследование – завершающий этап, на котором устанавливаются различные случаи, которые могут иметь место при построении, выясняется число решений задачи, условия существования искомой фигуры, т.е. решению придается общность и полнота.
Но при решении простых задач достаточно только второго пункта схемы решения задач на построение, а в некоторых используют второй и третий. В 7 классе учащиеся решают самые простые задачи на построение.
Итак, разберем задачу: «На данном луче от его начала с помощью циркуля и линейки построить отрезок, равный данному».
Учитель объясняет у доски, дети записывают в тетрадь.
Учитель: А теперь поработаем в структуре «???» каждой паре дается задача, вы делаете брошюру для своих одноклассников или плакат для родителей, на это вам дается 5 минут.
Затем каждый выходит защищать свою работу к доске. Остальные работают в тетради. 20 мин.
Физкультминутка 3 мин.
Отработка навыков решения задач на построение.
Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: «Можно ли построить угол в 45̊ без помощи транспортира?» Как?
Заслушиваются ответы детей, обсуждение вопроса, затем один ученик вызывается к доске, остальные работают в тетради. 3 мин.
Рефлексия. 3 мин.
Узнали ли вы сегодня что-нибудь нового? Ребята, довольны ли вы своей работой на уроке? Если да – похлопайте, если нет – потопайте.
Тест. 1 вариант.
Вычеркнуть ненужные слова текста в скобках:
Окружность – это (абстрактная, геометрическая, плоская) фигура, состоящая из (множества, всех) точек, расположенных на (одинаковом, заданном) расстоянии от данной точки.
Диаметр окружности – это … (закончить определение):
А) два радиуса, лежащие на одной прямой;
Б) хорда, проходящая через центр окружности;
В) прямая, проходящая через две точки и центр окружности.
Центр окружности – это … (закончить определение):
А) точка, куда ставится ножка циркуля при начертании окружности;
Б) середина окружности;
В) точка, равноудаленная от всех точек окружности.
Определить, на сколько дуг делят окружность две точки, лежащие на окружности. Выбрать правильный ответ:
А) на одну;
D
A
Б) на две.
B
Выбрать на рисунке:
Хорду.
M
O
N
С
Приложение 1
Тест. 2 вариант.
Вычеркнуть ненужные слова текста в скобках:
Радиусом окружности называется (линия, прямая, отрезок), соединяющая центр окружности с (заданной, какой-либо) точкой окружности.
Дуга окружности – это … (закончить определение):
А) часть окружности, выделенная точками;
Б) часть окружности, ограниченная двумя точками;
В) часть окружности, ограниченная хордой.
Диаметр окружности – это … (закончить определение):
А) два радиуса, лежащие на одной прямой;
Б) хорда, проходящая через центр окружности;
В) прямая, проходящая через две точки и центр окружности.
Как изображается хорда на чертеже окружности? Выбрать правильный ответ:
А) прямой линией;
B
Б) дугой окружности;
В) отрезком, с концами, лежащими на окружности.
D
D
Выбрать на рисунке:
B
A
Диаметр.
M
N
С
N
O
Нет, нельзя.
Можно, только при помощи линейки.
Можно, только при помощи циркуля.
Да, можно.