Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 25 г. Могилева»
План – конспект по математике
Тема урока:
«Построения с помощью циркуля и линейки.
Построение отрезка, равного данному.
Построение угла, равного данному
(7 класс)»
Составитель: Ахременко М.А.
Учитель математики
Могилев – 2017 г.
Цели урока:
Образовательные:
дать представление о новом классе задач – построение геометрических с помощью циркуля и линейки без масштабных делений;
формировать практические умения работы;
расширить знания об истории геометрии.
Развивающие:
развитие навыков самоконтроля;
формирование ИКТ – компетентности;
формирование логического мышления.
Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при изучении темы;
воспитание интереса к истории математики, как науки.
Тип уроков: урок ознакомления с новым материалом.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Оборудование:
Учебное пособие, тетрадь, карандаш, ручка, линейка, циркуль, раздаточный материал.
Интерактивная доска.
Компьютер с установленной программой SMART Notebook 11.
Подготовленная презентация.
Ход урока.
- Организационный момент(1 мин)
У вас на столах лежат карточки с заданиями, которые вы будите заполнять. И самое последнее задание, за которое вы получите отметки.
Интеллектуальная разминка(3 мин)
Учащиеся отвечают на вопросы:
Этот предмет, который был изобретен в Древней Греции. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. Что это за предмет? (циркуль)
Что можно построить с помощью циркуля? (окружность, определенного радиуса)
Что такое радиус?
Что такое хорда?
Что такое диаметр?
Что такое угол?
- Сообщается тема урока и цели (1 мин)
Учитывая, что в древней Греции умение пользоваться циркулем считалось верхом совершенства, а решать задачи на построение – признаком большого ума, то мы сегодня попытаемся стать немножно умнее. Научимся при помощи циркуля и линейки строить отрезок и угол равный данному.
Вы с собой должны были взять линейку карандаш, ластик и циркуль.
Но мы с вами договариваемся о том, что при помощи линейки можно построить:
Произвольную прямую, луч и произвольный отрезок (т.е. отрезок заданной длины НЕЛЬЗЯ!)
Прямую проходящую через две точки
Луч с вершиной в данной точке, проходящую через данную точку
Отрезок соединяющий две точки
При помощи циркуля:
- Изучение теоретического материала (15 мин)
1. Ставится задача: узнать, как с помощью циркуля и линейки построить отрезок, равный данному.
Включить видеоролик построения. 1 раз ученики смотрят и вникают. На 2 раз просмотра выполняем задание 1 (построить отрезок равный данному). После этого доказывает, что построенный таким образом отрезок равен данному (окружности с равными радиусами).
2. Затем ставится вторая задача: научиться с помощью циркуля и линейки строить угол, равный данному.
Включить видеоролик построения. 1 раз ученики смотрят и вникают. На 2 раз просмотра выполняем задание 1 (построить отрезок равный данному). После этого 1 ученик доказывает, что построенный таким образом угол равен данному (по равенству треугольников ).
В последующих задачах этапы построения отрезка равного данному и угла равного данному расписывать не нужно, а появляется записать «Строим угол С равный углу В» и «Строим отрезок АВ равный отрезку КЕ»
- Физкультминутка (4 мин)
Закрепление. Решение задачи. (17 мин)
Разбор 4 этапов решения задач.
Анализ. На этом этапе предполагают, что задача решена, и делают чертеж с изображением искомой фигуры. Указывают идею решения задачи
Построение. Дают описание последовательности шагов, приводящих к построению искомой фигуры. Строят чертеж используя данный отрезок и угол. Затем указывают шаги построения.
Доказательство. На данном этапе доказывают, что построенная фигура удовлетворяет условию задачи.
Исследование. На данном этапе выясняют возможность построения фигуры по данным задачи и количество решений. т.е. выясняют, при любых ли размерах заданных в условии отрезков и углов возможно решение и сколько неравных между собой фигур можно построить по данным задачи.
Решения задание 4.
Итог урока. (3 мин)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Какими инструментами мы пользуемся при выполнении задач на построение?
Что можно выполнять с помощью линейки, циркуля?
Как отложить на данном луче от его начала отрезок, равный данному?
Как отложить от данного луча угол, равный данному?
Проверка задания 3. Выставление отметок за урок с комментарием.
VI. Домашнее задание.(1 мин)
П. 26 (задача 1 и 2) прочитать по учебнику; выполнить письменно № 882(а, б).
Раздаточный материал:
Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному
Задание 1. Построение отрезка, равного данному
| Этапы построения: Из точки С провести луч Измерить циркулем отрезок АВ Провести окружность из точки С с радиусом АВ, сделав засечку. Ставим точку D |
Задание 2. Построение угла, равного данному
| Этапы построения: Из точки O провести луч Произвольным радиусом с центром в точке А проводим дугу ВС Не меняя раствора циркуля, проводим вторую дугу с центром в точке O, который пересекает луч в точке К. Замеряем отрезок ВС Проводим третью дугу с радиусом равным СВ с центром в точке К, которая пересекает вторую дугу в точке М Проводим луч OМ |
Задание 3. 4 этапа решения задачи на построение
Анализ. На этом этапе предполагают, что задача решена, и делают чертеж с изображением искомой фигуры. Указывают идею решения задачи
Построение. Дают описание последовательности шагов, приводящих к построению искомой фигуры. Строят чертеж используя данный отрезок и угол. Затем указывают шаги построения.
Доказательство. На данном этапе доказывают, что построенная фигура удовлетворяет условию задачи.
Исследование. На данном этапе выясняют возможность построения фигуры по данным задачи и количество решений. т.е. выясняют, при любых ли размерах заданных в условии отрезков и углов возможно решение и сколько неравных между собой фигур можно построить по данным задачи.
Задание 4. Постройте фигуру равную данной.
АНАЛИЗ |
ПОСТРОЕНИЕ |
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО |
ИССЛЕДОВАНИЕ |
| |
Слайд 1 | Слайд 2 |
| |
Слайд 3 | Слайд 4 |
| |
Слайд 5 | Слайд 6 |
| |
Слайд 7 | Слайд 8 |
| |
Слайд 9-10 | Слайд 11 |
| |
Слайд 12 | Слайд 13 |
| |
Слайд 14 | Слайд 15 |
| |
Слайд 16 | Слайд 17 |