Дата
Тема: Единицы массы. Тонна, центнер.
Цели: Познакомить с новыми единицами массы; установить соотношения тонны и центнера с уже известной единицей – килограммом.
Планируемые результаты.
Предметные: Познакомиться с новыми единицами массы (тонна, центнер), научиться заменять мелкие единицы более крупными и наоборот, сравнивать единицы массы.
Метапредметные: К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных задач;
Р: понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации, принимать познавательную цель; П: выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения.
Ход урока.
Организация начала урока.
– Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователем?
(Ответы детей)
– Верно, и я вам желаю, чтобы ваши постоянные помощники - внимание, память, смекалка, любознательность вас не подвели. Удачи вам в вашем исследовании. Мне уже не терпится к нему приступить, вам я думаю тоже. Итак, начнём.
Актуализация знаний.
Найдите лишнее слово в каждом столбике (слайд 2, 2 клика по очереди)
– Почему слово «вкус» оказалось «лишнее»? (Вкус – это не величина)
– Почему величина «кг» оказалась лишней? (Это единица массы)
Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1 кг = 1000 г)
– Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
– Для чего нужна такая единица массы? (Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)
Устный счет
Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?
– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)
Математический диктант.
- Ответы записываем в тетрадь.
Задание 1.
Сова весит 3000г. Выразите её вес в кг.( 3 кг)
Задание 2.
Масса ежа 900 граммов. На сколько ёж легче совы? ( на 2100 г)
Задание 3.
Заяц имеет массу 6 кг. Выразите его вес в граммах.( 6000г)
Проблемное объяснение нового знания.
Слон весит 5000кг, а медведь 300кг.
Выразите массу слона и медведя в более крупных единицах массы.
- Почему не можем выполнить задание?
( не знаем другие единицы массы – более крупные)
- Какие же цели нашего урока?
( познакомиться с другими единицами массы – более крупными, выяснить соотношение между ними, слайд 3)
- Кто из вас слышал, какие единицы измерения массы используются при взвешивании очень больших предметов?
- Найдите информацию в учебнике на странице 45.
- Какие единицы измерения массы используются при взвешивании очень больших предметов? ( тонна, центнер)
Что тяжелее центнер или тонна? (Ответы учащихся)
– Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как сокращённо мы будем записывать слово «тонна»? (т) А центнер? (ц)
– Какова же тема нашего урока? (Ответы детей) (слайд 4)
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров? Запишите 1 т = 10 ц
(Учитель вешает таблицу единиц масс)
– Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса:
Что уже знали?
Что нового узнали?
Можем мы теперь вес слона и медведя перевести в более крупные единицы?
Первичное закрепление.
Потренируемся выполнять действия с новыми единицами массы.
– Выразите в кг: 5 т (5000кг), 6 ц (600), 17 т (1700), 30 ц (3000), 20 т (20000), 19 ц (1900).
– Выразите в ц: 7т (70), 5000 кг (50), 700 кг.
– Выразите в т: 9000 кг; 12000 кг; 60000 кг.
– Давайте еще раз пронаблюдаем за соотношением единиц массы. А для этого поработаем в парах.
VI. Работа в парах
(карточки для работы в парах 1г, 1 кг, 1 ц, 1т)
– Расположите единицы массы в порядке возрастания. Проверяем
– Повторим по слайду 5 единицы массы, начиная с тонны. (В 1 т = 10 ц, в 1 ц = 100 кг, в 1 кг = 1000 г)
– Сможете ли вы определить, сколько грамм в 1 ц? (1 ц = 100000 г)
– Ответьте на вопрос на слайде.
Работа по учебнику (с. 45 №201, №202 с комментированием)
Дифференцированная работа
(задание на цветных карточках)
– Выполните задание в тетради. (Проверка: слайд 6)
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)
Рассказ учителя
– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Cлайд 7)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (Cлайд 8) При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 9)
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (Cлайд 10)
– Вернёмся к крупным животным, и одно из них, это бегемот (Cлайд 11)
Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)
Историческая справка
В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей)
(слайд 12)
Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах
Работа в группах
Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь
Мал золотник, да дорог
Узнаешь почем фунт лиха
Итак, наш урок подходит к концу, и завершит его блиц-опрос.
Блиц-опрос
– Что больше 99 кг или 1 ц?
– Что меньше 11 ц или 11 кг?
– Назовите большую величину: 7 кг или 800 г?
– Назовите меньшую величину: 600 кг или 2000 г?
– Выберите большую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т?
– Выберите меньшую величину: 10 ц, 2 т, 1001 кг?
Итог урока
– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
Рефлексия
Лесенка успеха
Д/З стр 45 №206, 207
1 т 2 ц 40 кг = … кг
4 т 3 ц 5 кг = … кг
9 785 г = … кг … г
150 т = … ц
1 т 2 ц 40 кг = … кг
4 т 3 ц 5 кг = … кг
9 785 г = … кг … г
150 т = … ц
1 т 2 ц 40 кг = … кг
4 т 3 ц 5 кг = … кг
9 785 г = … кг … г
150 т = … ц
1 т 2 ц 40 кг = … кг
4 т 3 ц 5 кг = … кг
9 785 г = … кг … г
150 т = … ц
8 т 200 кг = … кг 8 т 200 кг = … кг
6 000 кг = … т 6 000 кг = … т
15 т 3 ц = … ц 15 т 3 ц = … ц
1 кг 52 г = … г 1 кг 52 г = … г
8 т 200 кг = … кг 8 т 200 кг = … кг
6 000 кг = … т 6 000 кг = … т
15 т 3 ц = … ц 15 т 3 ц = … ц
1 кг 52 г = … г 1 кг 52 г = … г
8 т 200 кг = … кг 8 т 200 кг = … кг
6 000 кг = … т 6 000 кг = … т
15 т 3 ц = … ц 15 т 3 ц = … ц
1 кг 52 г = … г 1 кг 52 г = … г
8 т 200 кг = … кг 8 т 200 кг = … кг
6 000 кг = … т 6 000 кг = … т
15 т 3 ц = … ц 15 т 3 ц = … ц
1 кг 52 г = … г 1 кг 52 г = … г
5 т = … кг 6 ц = … кг
4 т = … ц 2 кг 300 г = … г
5 т = … кг 6 ц = … кг
4 т = … ц 2 кг 300 г = … г
5 т = … кг 6 ц = … кг
4 т = … ц 2 кг 300 г = … г