СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Икона"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие позволяет углубить представление об иконе в терминах культуры, создать представление об иконе как достоянии мировой художественной и духовной культуры, формировать начальные представления детей об иконописи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Икона"»



Урок 16. Икона


Цель урока: углубить представление об иконе в терминах культуры.

Задачи урока: - создать представление об иконе как достоянии мировой художественной и духовной культуры;

- формировать начальные представления детей об иконописи.

Ключевые слова и выражения: икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Создание проблемной ситуации.

- Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы и обоснуйте свой выбор.

(Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие и репродукции с картин. Можно выбрать картины, изображающие события церковной истории, можно самые популярные, типа «Опять двойка!» Решетникова или «Аленушку» Васнецова).

  1. Объяснение нового материала.

Прекрасный лик,

Печальный взор,

Младенец на руках:

То Божья Матерь.

С давних пор

Она глядит сквозь годы и века.

Несёт мне свет

Любви и доброты…

И понимает

Всё, чем я живу…

- Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по очень строгим канонам-правилам).


Слайд 1-2

Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь – по окончании земной жизни. И если книги долгое









время умел читать далеко не каждый из наших предков, то язык иконы понимал

каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать». Потому что они не только показывают, они и рассказывают, и объясняют. Просто они повествуют и раскрывают священную историю особым языком.

Попробуем и мы прочитать иконы, как это умели делать наши предки.

Слайд 3-4

Слайд 5. В иконе имеют значение все изображенные образы и предметы. Фигуры святых кажутся легкими, невесомыми, небесными. В иконах не показано движение, это не портрет, главное в человеке – не внешний вид, а духовное состояние. Икона, прежде всего, изображает лик (лицо), подчеркиваются крупные глаза. Особое внимание уделяется рукам, жестам.

Цвет одежды имеет свое значение. Богородица одета в синее платье и пурпурный (темно-красный) плащ, который называется «Мафорий». Пурпурный цвет – это цвет царский, а синий – цвет неба, поэтому мы с вами видим, что богоматерь – это Царица Небесная. Красный цвет в иконе – это цвет подвига. Крови, мук.

Зеленый – цвет жизни, весны, надежды. Белый – цвет чистоты, света. Но главный цвет на иконах – золотой. Это божественный цвет, поэтому многие лика писались именно на золотом фоне.

Слайд 6. На иконе создана «обратная перспектива» - это значит, что предметы изображаются не такими, какими их видим мы, а какими их видят персонажи иконы. Часто на иконе изображено сразу несколько событий или даже целая жизнь святого, поэтому прошлое и будущее может соединиться вместе.

Слайд 7. Самой почитаемой считается Владимирская икона Божией Матери.

(подготовленный ученик рассказывает об иконе)

На иконе изображена богоматерь, которая держит Младенца на правой руке. Он прильнул к ее щеке, обнимая за шею.

Эта икона стала православной святыней и почитается как покровительница и защитница России.

Согласно преданию, она была написана учеником Иисуса Христа Лукой еще при жизни Богоматери. Эта икона привезена на Русь из Византии, а потом перенесена во Владимир, и потому стала называться Владимирской.

С ней связано много преданий и легенд.

Она сопровождала князя Андрея в его походах против волжских болгар, чудом сохранилась в сгоревшем храме.

В конце 14 века завоеватель хан Тамерлан направился в Москву. Московский князь Василий Дмитриевич попросил прислать в Москву икону Владимирской Богоматери, чтобы поднять боевой дух людей. Икону торжественно встречали все жители города: князья и бояре, простые люди, женщины и дети, старики. Шли со слезами и молили о помощи и спасении. Икону внесли в Успенский собор. Улицу по которой несли икону, назвали Сретенкой (сретение – встреча).

Тамерлан, направляясь в Москву, грабил и сжигал русские города. Но в день, когда жители Москвы встречали икону, Тамерлану приснился сон: он увидел великую гору, а над ней – Величавую Жену, окруженную воинами. Она повелела









Тамерлану покинуть Русь. Проснувшись, Тамерлан спросил о значении сна. Ему ответили, что он видел Матерь Божию, защитницу православных. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам повернуть назад. Город был спасен. С тех пор Владимирская икона стала считаться покровительницей Москвы.

Были и другие чудеса заступничества иконы Владимирской Божией Матери. В конце 15 века икона вновь была перенесена из Владимира в Москву и спасла город от хана Ахмата.

В начале 16 века икона защитила Москву от войска хана Махмет-Гирея. Хан выслал к Москве своих людей, чтобы поджечь город, но его посланцы увидели вокруг Москвы «полны поля бесчисленного множества Русскаго воинства». Хан не поверил им, так как знал, что крупных войск под Москвой нет. Но дважды ему сообщали о войске. Эти видения были помощью Божией Матери. Войско Махмет-Гирея испугалось и отступило от города, не причинив ему вреда.

Память иконы совершается именно в дни побед русских воинов: 3 июня (избавление от Махмет-Гирея), 6 июля (избавление от Ахмата), 8 сентября (Избавление от Тамерлана и сретение иконы в Москве).

Легенды рассказывают, что в самые тяжелые дни русских земель времена Владимирская икона Божией матери объединяла людей, помогала выстоять и победить, защищала и оберегала русский народ, радовалась и горевала вместе с ними.

Икону Владимирской Богоматери можно отличить от других похожих икон. Левая ножка Младенца согнута так, что видна ступня.


2. Исследовательская работа с текстом.

а) - Работая с текстом, найдите различия между иконой и картинами и занесите их в таблицу. ( У каждого ученика индивидуальная таблица)


икона

картина



























б) Чтение текста и заполнение таблицы ( работа в группах)

в) Послетекстовая работа

Заполнение таблицы учителем совместно с детьми, вынесенной на доску.


  1. Объяснение нового материала. Как создаются иконы.

Слайд 8-9.

Как храм являет собой образ вселенной в единстве горнего и дольнего миров, так и икона представляется вселенной и сочетает в себе горний и дольний мир.

Дольний (земной) мир присутствует как материальная основа иконы. Это, прежде всего, доска. Она напоминает нам о райском древе жизни, потерянном для человека в результате грехопадения, и о Кресте – орудии Искупления греха человека для возвращения в рай.

Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение надо отдать кипарису, липе и ольхе.

Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях, но прежних результатов этот способ не дает.

Слайд 10.

На лицевую часть доски наклеивается паволока – обычно льняная ткань. Доска и паволока из льна представляют мир растений.

Слайд 11.

Животный мир и элементы земли собраны в левкасе – грунте, которым покрывается паволока. Левкас готовится из тёртого мела и животного или рыбьего (осетрового) клея.

Слайд 12.

Краска – темпера – приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо – символ жизни. Из яйца вылупляется птенец – живое творение. Таким образом, в материальной основе иконы присутствует дерево и представлены все элементы тварного мира: земля, животный и растительный мир, рыбы, птицы. Это означает, что весь тварный мир участвует в прославлении святости духовного мира.

Слайд 13.

Прямоугольная форма доски также не случайна, как вы уже знаете, четырёхугольник символизирует землю, земной мир. А человеческий мир представлен осознанным и усердным трудом, сопровождающимся молитвой – словесным прославлением Бога. Из всего животного мира это дано только человеку.

На подготовленной основе затем пишется образ, представляющий горний мир.

4. Рефлексия.

- Кому и о чём молятся православные христиане, стоя перед иконой?

- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!