СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Икона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 4 классе по основам религиозных культур и светской этики (модуль-Основы православной культуры)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Икона"»

Тема урока: Икона

Цель - расширить представления обучающихся о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл  иконы

Задачи: - дать понятие икона, иконостас, иконописцы, нимб

-научить отличать икону от картины

-воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов

Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Сообщение темы урока и определение задач.

- Отгадайте загадку:

«Священное изображение

В летах – учение

Всех людей освещает

Умом разумом наделяет» / Икона /

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке /определение темы урока детьми/

-Сегодня мы познакомимся с Иконой.

Задачи нашего урока – узнать о том, что такое икона, иконостас, иконописцы, когда появились иконы, каковы их особенности,  чем отличается икона от картины, как и почему относятся к иконе православные люди.

- У кого дома есть икона?

- Где она расположена?

- Как вы думаете, где хранили иконы наши предки?

- Кто на ней изображен?

-А знаете ли вы, как выглядит православная икона?

3. Изучение нового материала. /Рассказ учителя/

- Что такое икона? (Слайд №2)

Слово «икона» («эйкон») греческого происхождения, оно означает «образ». Вот почему в языке, и особенно в просторечии, иконы называют «образами». Это название не случайно, так как икона призвана отражать образ небесного мира, созданный Богом. Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти. Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя, таким образом, его жителям. Она вдохновляла русских воинов в полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное место в доме. Слайд №2


- Откуда же появились иконы?

  Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви: /Сообщение ученика/

  В те времена, когда  Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику  нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя  его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

                               (Слайд №3 - Спас Нерукотворный)


-Кто такие иконописцы?

Святой апостол Лука в православии считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев, также особую помощь от него получают врачи и фермеры. Он изучал врачебное искусство и помогал людям еще в своей земной жизни, особенно при глазных болезнях. Святой Лука написал икону Божьей матери «Одигитрия» – Смоленская икона божьей матери, означает путеводительница, по одной из версий она была написана святым Лукой, во время жизни Присвятой Богородицы. (Слайд №4,5)

Великий иконописец - А.Рублев написал Икону «Троица». Он задумал изобразить бога в образе святой троицы: Бог - отец, Бог – сын, Святой дух

(Слайд №6)

- Где можно увидеть много икон? /храм/

- А кто знает, как называется это место в храме? / иконостас/

Иконостас – алтарная перегородка, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. (Слайды №7-10)

4. Минутка отдыха

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

5. Исследовательская деятельность (работа с учебником – чтение текста стр. 52-54)

- Икона это необычная картина, чем она отличается от картины?

/ дети находят в учебнике отличия иконы от картины/ (Слайды №11 – 21)

Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников. А картина - это изображение предметов, людей, событий. Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить?  Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ. Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.  

Главное отличие иконы от картины мы сможем выявить, когда ответим на вопрос: для чего нужна икона?

Картину – произведение искусства - мы созерцаем, а перед священным образом – иконой -  предстоим в молитве.

- Для чего нужна икона?

Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие. В XX веке в период богоборческих гонений русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы.

- Найдите на слайде иконы. (Слайд №22)

6. Итог урока.

Вот и подошел к концу наш урок. Мы очень много говорили об Иконе. Икона - это Слово в Образах. Она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом, без зла и неправды. Этот мир называется горним, то есть высшим. К этому миру тянется душа человека.

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Сегодня на уроке я понял, что…

- Сегодня на уроке я почувствовал, что…

- Мне очень хочется, чтобы…

7. Домашнее задание

Я хочу подарить вам, ребята, иконки. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!