СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Характеристика человека как вид текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с использованием технологии развития критического мышления и речи. В презентации 26 слайдов. Опорный материал для урока( сказка) нашла в интернете.

Цель: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства.

Тип урока: развитие речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Характеристика человека как вид текста"»

Характеристика человека как вид текста. Строение
данного текста, его языковые особенности.

Цель: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства.

Тип урока: развитие речи.

ТСО: мультимедийная презентация.

Ход урока

1.Целеполагание. (слайд )
О чем говорит синквейн ?

.
( Характер)
Мягкий, уравновешанный.
Рождается, остается, закаляестя.

Есть у каждого человека.

Нрав.

2.. Вводное слово учителя.
_-
О чем же сегодня будет говорить?( о характере человека)

_-А по –другому , в литературе это как называется? (портрет)

3. Верные – неверные утверждения»

А)В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов.)

Б) Гибкость ума может заменить красоту. (Ф. Стендаль.)

Б)Людей неинтересных в мире нет.

Е.А. Евтушенко

Г.)Человек рождается с определненным характером и внешностью, первое – изменить нельзя.

Осуществляется показ слайда.

– Люди окружают нас везде: маленькие и большие, добрые и не очень. Они смотрят на нас отовсюду: с городских улиц, с полотен художников, экранов телевизоров… И все такие разные! Как важно понять, что за человек перед тобой. А для этого необходимо просто повнимательнее к нему присмотреться. Зачем? Давайте послушаем одну сказку о Деревьях-Характерах.

III. Сказка о Деревьях-Характерах.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов.

СЛАЙД – В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры.
СЛАЙД Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера они имели свою особенную, не похожую на других форму.

СЛАЙД На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости. А на другом была скручена кольцом Лжи.

Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью. Где-то пригибалась до земли от своей Приниженности. А где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства.

Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от жадности. А на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми. Зато легкие характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить их. А мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину.

Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер… А вы хотели бы, ребята? Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

Итак, сегодня мы и начнем изучать себя. И начнем мы с лица.

В народе говорят: «С лица воду не пить». Однако очень часто мы обращаем внимание в первую очередь именно на лицо человека. Даже существует такая наука – физиогномика, суть которой состоит в искусстве определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. (Показ слайда.) Давайте посмотрим на эти лица. (Показ слайда.) Что мы можем сказать об этих людях? (Высказывания детей.)

А теперь обратим внимание на глаза. Недаром говорят, что глаза – это зеркало души. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.) Какими бывают глаза у человека? (Ответы учащихся.) Посмотрите на эти глаза. (Показ слайда.) Охарактеризуйте по глазам состояние людей, представленных на слайде.

Нос играет не последнюю роль во внешности и в характере человека. В одной из повестей Н. В. Гоголя нос даже в прямом смысле этого слова оторвался от хозяина и стал вести самостоятельный образ жизни! Кто-нибудь читал это произведение? Советую прочесть – очень интересно! Какая форма носа бывает у людей? (Показ слайда.) Что нос может рассказать о его хозяине? (Ответы учащихся.)

Наши губы тоже часто приковывают взгляд. Вот какими они бывают. (Показ слайда.) Форма губ тоже может много рассказать о человеке. А что именно, кто знает? (Ответы учащихся.)

Жесты и мимика – важный показатель душевного состояния и нашего характера. То, как мы встали, сели или повернулись, куда положили руку или ногу – все выдает наше Я. Вот несколько жестов. (Показ слайда.) Попробуйте угадать, каков характер человека или что он на данный момент чувствует. (Ответы учащихся.)

Еще мы с вами забыли сказать о позе. (Показ слайда.) Охарактеризуйте по позе данного человека.

Ну а теперь давайте послушаем те описания, которые подготовили вы. (Ответы 2–3 учащихся.)

В заключение урока мне бы хотелось обратиться к высказываниям писателей. (Показ слайда.)

– Что вы можете сказать об этом? (Высказывания учащихся.)

– Давайте же всегда помнить высказывание А. П. Чехова и, не забывая о внешней красоте, в первую очередь помнить о внутренней.

Домашнее задание: привести свои примеры к каждому вопросу (контрольные вопросы, с. 82).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!