Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида
станицы Полтавской Краснодарского края
Воспитатель Зубко И.В.
Урок культуры (8 класс)
Тема: Общение.
Цели занятия:
Дать представление о различных способах общения.
Обратить внимание на важность невербальных способов общения.
Дать возможность потренироваться в невербальных способах самовыражения.
Обучение основам эффективного и безопасного общения.
Формирование коммуникативного потенциала личности.
Ход занятия.
1.Введение в тему.
Давайте поиграем в игру «Шифровка» и узнаем тему нашего сегодняшнего занятия.
На доске геометрические фигуры и их соответствие буквам. Дети сравнивают фигуры с буквами и определяют название темы занятия «Общение».
На доске помещается пословица «Самая главная роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент- Экзюпери)
- Итак, мы с вами поговорим сегодня об общении. Эта тема нам знакома. Мы беседовали по ней ни один раз и в повседневной жизни мы постоянно напоминаем вам о правильных способах общения.
Чтобы повторить их мы поиграем в игру «Нужно, нельзя»
-Игра. На доске вы видите две колонки:
«Нужно» «Нельзя»
На столах у вас лежат листы с предложениями. Каждый из вас выйдет к доске, прочитает, поставит в ту колонку, в которую считает нужным.
(Дети выходят, читают, ставят в одну из колонок, если делают неправильно, прошу объяснить .)
Предложения для игры.
- Смотреть на того, к кому ты обращаешься.
-Угрожать, дразнить, обзываться, передразнивать, гримасничать.
- Выражать своё мнение, Начинать свою речь словом «Я», я считаю,
я чувствую, я думаю.
-Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы».
-Внимательно слушать, когда говорят другие.
- Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).
- Уважать чужое мнение.
- Шуметь, когда кто-то говорит.
- Врать.
- Говорить искренне.
- Спорить, если не согласен.
- «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.
- Шутить и улыбаться.
- Объяснять действия, мысли или поступки другого.
- Говорить по одному.
- Перебивать.
- Опаздывать.
- Итак, продолжаем, сегодня будем знакомиться с различными способами общения, основами эффективного и безопасного общения.
Чтобы вы быстрее настроились на разговор, я предлагаю сыграть в очень интересную игру «Общение руками»:
Сейчас вам нужно разбиться на пары.
Встать напротив друг друга.
Взяться за руки и закрыть глаза.
По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо:
- поздороваться
- попрощаться
- поссорится
- помириться.
- Спасибо, вы отлично все сделали и без слов.
А теперь скажите, как одним словом можно назвать то, что вы сейчас делали?
- Верно, это называется общением.
Мы с вами, живя в мире людей, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом.
И эти контакты между людьми и имеют в виду, когда говорят об общении.
2. Дискуссия «Способы общения».
-Давайте подумаем и скажем, а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом?
Я не говорю о телефоне. Я имею в виду, с помощью каких действий, люди выражают свои мысли и настроение.
Какие есть мнения на этот счет? Вы будете отвечать, а я фиксировать ваши ответы на доске.
-Слова (речь)
-Выражение лица (мимика)
-Жесты
-Позы
-Взгляды
-Молодцы, вы назвали много различных способов общения.
Общение при помощи слов носит название вербального общения, а все остальные способы называются невербальными.
А теперь, я внесу дополнения в ваш список. И мы получим такую схему:
Вербальные (слова) Невербальные (несловесные)
.устная речь .интонация
.письменная речь .взгляды
.выражение лица (мимика)
.жесты
.позы
3.Рассказ воспитателя.
Словами человек передает не всю информацию в процессе общения.
Часто люди даже больше доверяют невербальным элементам информации. Ну, например, если сказать: «Очень вкусно!» - и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем сказанным словам.
А равнодушная интонация при произнесении слов «Я тебя люблю!» вообще меняет их смысл. Информацию, переданную при помощи невербальных средств, можно научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова. Это очень важно, поскольку невербальная информация действительно намного чаще соответствует истинным чувствам, чем словам.
Сегодня мы поговорим о жестах.
- Как вы думаете, что такое жест?
- Итак, Жест- движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
- О многом может сказать жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
- Покажите мне с помощью жеста, что ваши дела идут хорошо, и нет проблем.
(Дети показывают.)
- А у жителей Америки и Англии этот жест имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах.
- А как голосуют у нас?
- А в Греции этот жест обозначает: «Перестань говорить! Замолчи!»
-А какой жест у нас обозначает это?
-У итальянцев «большой палец обозначает « Один».
-А у нас?
- Как вы думаете, влияют ли жесты на культуру человека?
- Давайте, перечислим жесты, которые вам знакомы.
(Дети перечисляют)
-Приятные –поклоны, рукопожатия.
-Добрые- поглаживание по голове, похлопывание по плечу.
- Вредные- почесывание головы, размахивание руками.
-Обидные - покручивание пальцем у виска.
-Решительные – зазывание.
-Профессиональные – отдача чести у военных.
-Определенной группы – глухие люди.
Игра « Угадай жест».
У каждого ребенка картинка, он её показывает детям, говорит, какой жест изображен на ней.
Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь.
Самый добрый жест – это приветствие.
Как люди приветствуют друг друга?
Дети показывают:
- А какие жесты вам неприятны? Используете ли вы их?
- И так, мы с вами потренировались в умении расшифровывать невербальную информацию, теперь потренируемся применять её.
Игра- упражнение «Разговор через стекло»
(Работа в подгруппах)
Правила: Выразите кое-что без слов.
- Я вам дам задание. Подгруппы посовещаются и постараются показать так, чтобы было понятно.
Объяснение нужно начинать по моей команде.
Говорить вслух или писать нельзя!
Пока я не разрешу, никто не должен произносить не звука.
Вообще, считайте, что между вами толстое стекло, через которое звуки не проходят.
-Задание первой подгруппе: «Спортсмены не употребляют спиртных напитков»
-Задание второй подгруппе: « Курение вызывает у спортсменов неприятные ощущения, связанные с появлением запаха изо рта»
(Одни показывают, другие объясняют.)
- Ну вот поиграли, а теперь подведем итог.
-Что мы повторили сегодня?
- Что нового узнали на занятии?
- Желаю вам быть людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться.
А теперь, с помощью жеста покажите, понравилось вам занятие или нет.
Я думаю, что теперь вы задумаетесь над тем, что имеет значение не только то, что человек говорит, но и как он это делает.
Физ. Минутка.
-Я буду называть известные жесты.
Если они приятные, хорошие- хлопаем в ладоши.
Если нет - делаем повороты, наклоны, приседания.
Гладить по голове
теребить волосы
высовывать язык
рукопожатие
поклон
сопение носом
хрустеть пальцами
подавать руку женщине
фыркать
отдавать честь
хлопать
крутить пальцем у виска.
Литература:
1.Диск «Классные часы в средней школе» издательство «Учитель»
2.Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме.
3.Т.И. Диденко «Сборник классных часов и родительских собраний»
Приложение
Игра «ШИФРОВКА»








- И



- О


- Е - Ж
- Б
- Щ
- Ж - Н
Пословица
«Самая главная роскошь на Земле – это общение»
Антуан де Сент - Экзюпери
Игра «Нужно», «Нельзя»
Карточки
- Смотреть на того, к кому ты обращаешься. |
-Угрожать, дразнить, обзываться, передразнивать, гримасничать. |
- Выражать своё мнение, Начинать свою речь словом «Я», я считаю, я чувствую, я думаю. |
-Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы». |
-Внимательно слушать, когда говорят другие. |
- Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы). |
- Уважать чужое мнение. |
- Шуметь, когда кто-то говорит. - Врать. |
- Говорить искренне. |
- Спорить, если не согласен. |
- «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать. |
- Шутить и улыбаться. |
- Объяснять действия, мысли или поступки другого. |
- Говорить по одному. |
- Перебивать. |
- Опаздывать. |
Дискуссия «Способы общения»
карточки
Вербальные (слова) | Невербальные (несловесные) |
.устная речь | .интонация |
.письменная речь | .взгляды |
| .выражение лица (мимика) |
| .жесты |
| .позы |
Игра «Угадай жест»

жест любви и теплоты испуг

Задумчивость радость злость

Спокойствие непонимание усталость

Молчание удивление

Приветствие
Игра – упражнение «Разговор через стекло»
Карточки - задания
«Спортсмены не употребляют спиртных напитков»
«Курение вызывает у спортсменов неприятные ощущения, связанные с появлением запаха изо рта»