СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока культуры "Общение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока культуры "Общение" в старших классах коррекционной школы 8 вида.

Цели занятия:

  1. Дать представление о различных способах общения.
  2. Обратить внимание на важность невербальных способов общения.
  3. Дать возможность потренироваться в невербальных способах самовыражения.
  4. Обучение основам эффективного и безопасного общения.

Формирование коммуникативного потенциала личности.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока культуры "Общение"»


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида

станицы Полтавской Краснодарского края


Воспитатель Зубко И.В.

Урок культуры (8 класс)

Тема: Общение.

Цели занятия:

  1. Дать представление о различных способах общения.

  2. Обратить внимание на важность невербальных способов общения.

  3. Дать возможность потренироваться в невербальных способах самовыражения.

  4. Обучение основам эффективного и безопасного общения.

  5. Формирование коммуникативного потенциала личности.


Ход занятия.

1.Введение в тему.

Давайте поиграем в игру «Шифровка» и узнаем тему нашего сегодняшнего занятия.

На доске геометрические фигуры и их соответствие буквам. Дети сравнивают фигуры с буквами и определяют название темы занятия «Общение».


На доске помещается пословица «Самая главная роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент- Экзюпери)


- Итак, мы с вами поговорим сегодня об общении. Эта тема нам знакома. Мы беседовали по ней ни один раз и в повседневной жизни мы постоянно напоминаем вам о правильных способах общения.

Чтобы повторить их мы поиграем в игру «Нужно, нельзя»


-Игра. На доске вы видите две колонки:

«Нужно» «Нельзя»

На столах у вас лежат листы с предложениями. Каждый из вас выйдет к доске, прочитает, поставит в ту колонку, в которую считает нужным.

(Дети выходят, читают, ставят в одну из колонок, если делают неправильно, прошу объяснить .)

Предложения для игры.

- Смотреть на того, к кому ты обращаешься.

-Угрожать, дразнить, обзываться, передразнивать, гримасничать.

- Выражать своё мнение, Начинать свою речь словом «Я», я считаю,

я чувствую, я думаю.

-Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы».

-Внимательно слушать, когда говорят другие.

- Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).

- Уважать чужое мнение.

- Шуметь, когда кто-то говорит.

- Врать.

- Говорить искренне.

- Спорить, если не согласен.

- «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.

- Шутить и улыбаться.

- Объяснять действия, мысли или поступки другого.

- Говорить по одному.

- Перебивать.

- Опаздывать.


- Итак, продолжаем, сегодня будем знакомиться с различными способами общения, основами эффективного и безопасного общения.

Чтобы вы быстрее настроились на разговор, я предлагаю сыграть в очень интересную игру «Общение руками»:

Сейчас вам нужно разбиться на пары.

Встать напротив друг друга.

Взяться за руки и закрыть глаза.

По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо:

- поздороваться

- попрощаться

- поссорится

- помириться.

- Спасибо, вы отлично все сделали и без слов.

А теперь скажите, как одним словом можно назвать то, что вы сейчас делали?

- Верно, это называется общением.

Мы с вами, живя в мире людей, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом.

И эти контакты между людьми и имеют в виду, когда говорят об общении.

2. Дискуссия «Способы общения».

-Давайте подумаем и скажем, а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом?

Я не говорю о телефоне. Я имею в виду, с помощью каких действий, люди выражают свои мысли и настроение.

Какие есть мнения на этот счет? Вы будете отвечать, а я фиксировать ваши ответы на доске.

-Слова (речь)

-Выражение лица (мимика)

-Жесты

-Позы

-Взгляды

-Молодцы, вы назвали много различных способов общения.

Общение при помощи слов носит название вербального общения, а все остальные способы называются невербальными.

А теперь, я внесу дополнения в ваш список. И мы получим такую схему:

Вербальные (слова) Невербальные (несловесные)

.устная речь .интонация

.письменная речь .взгляды

.выражение лица (мимика)

.жесты

.позы



3.Рассказ воспитателя.

Словами человек передает не всю информацию в процессе общения.

Часто люди даже больше доверяют невербальным элементам информации. Ну, например, если сказать: «Очень вкусно!» - и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем сказанным словам.

А равнодушная интонация при произнесении слов «Я тебя люблю!» вообще меняет их смысл. Информацию, переданную при помощи невербальных средств, можно научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова. Это очень важно, поскольку невербальная информация действительно намного чаще соответствует истинным чувствам, чем словам.

Сегодня мы поговорим о жестах.

- Как вы думаете, что такое жест?

- Итак, Жест- движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

- О многом может сказать жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.


- Покажите мне с помощью жеста, что ваши дела идут хорошо, и нет проблем.

(Дети показывают.)

- А у жителей Америки и Англии этот жест имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах.

- А как голосуют у нас?

- А в Греции этот жест обозначает: «Перестань говорить! Замолчи!»

-А какой жест у нас обозначает это?

-У итальянцев «большой палец обозначает « Один».

-А у нас?


- Как вы думаете, влияют ли жесты на культуру человека?

- Давайте, перечислим жесты, которые вам знакомы.

(Дети перечисляют)

-Приятные –поклоны, рукопожатия.

-Добрые- поглаживание по голове, похлопывание по плечу.

- Вредные- почесывание головы, размахивание руками.

-Обидные - покручивание пальцем у виска.

-Решительные – зазывание.

-Профессиональные – отдача чести у военных.

-Определенной группы – глухие люди.


Игра « Угадай жест».

У каждого ребенка картинка, он её показывает детям, говорит, какой жест изображен на ней.


Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь.

Самый добрый жест – это приветствие.

Как люди приветствуют друг друга?


Дети показывают:

  • «здравствуйте»

  • «привет»

  • «кивок»

  • «рукопожатие»

  • «поцелуй»

  • «обнимание, похлопывание»

  • со взрослыми

  • с сверстниками

  • с девочками.


- А какие жесты вам неприятны? Используете ли вы их?


- И так, мы с вами потренировались в умении расшифровывать невербальную информацию, теперь потренируемся применять её.


Игра- упражнение «Разговор через стекло»

(Работа в подгруппах)

Правила: Выразите кое-что без слов.

- Я вам дам задание. Подгруппы посовещаются и постараются показать так, чтобы было понятно.

Объяснение нужно начинать по моей команде.

Говорить вслух или писать нельзя!

Пока я не разрешу, никто не должен произносить не звука.

Вообще, считайте, что между вами толстое стекло, через которое звуки не проходят.

-Задание первой подгруппе: «Спортсмены не употребляют спиртных напитков»

-Задание второй подгруппе: « Курение вызывает у спортсменов неприятные ощущения, связанные с появлением запаха изо рта»

(Одни показывают, другие объясняют.)

- Ну вот поиграли, а теперь подведем итог.

-Что мы повторили сегодня?

- Что нового узнали на занятии?

- Желаю вам быть людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться.

А теперь, с помощью жеста покажите, понравилось вам занятие или нет.

Я думаю, что теперь вы задумаетесь над тем, что имеет значение не только то, что человек говорит, но и как он это делает.

Физ. Минутка.

-Я буду называть известные жесты.

Если они приятные, хорошие- хлопаем в ладоши.

Если нет - делаем повороты, наклоны, приседания.

  • Гладить по голове

  • теребить волосы

  • высовывать язык

  • рукопожатие

  • поклон

  • сопение носом

  • хрустеть пальцами

  • подавать руку женщине

  • фыркать

  • отдавать честь

  • хлопать

  • крутить пальцем у виска.




Литература:


1.Диск «Классные часы в средней школе» издательство «Учитель»

2.Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме.

3.Т.И. Диденко «Сборник классных часов и родительских собраний»





























Приложение

Игра «ШИФРОВКА»






- И

- О




- Е - Ж



- Б

- Щ




- Ж - Н





Пословица

«Самая главная роскошь на Земле – это общение»

Антуан де Сент - Экзюпери


Игра «Нужно», «Нельзя»

Карточки

- Смотреть на того, к кому ты обращаешься.

-Угрожать, дразнить, обзываться, передразнивать, гримасничать.

- Выражать своё мнение, Начинать свою речь словом «Я», я считаю,

я чувствую, я думаю.

-Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы».

-Внимательно слушать, когда говорят другие.

- Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).

- Уважать чужое мнение.

- Шуметь, когда кто-то говорит.

- Врать.

- Говорить искренне.

- Спорить, если не согласен.

- «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.

- Шутить и улыбаться.

- Объяснять действия, мысли или поступки другого.

- Говорить по одному.

- Перебивать.

- Опаздывать.



Дискуссия «Способы общения»

карточки

Вербальные (слова)

Невербальные (несловесные)

.устная речь

.интонация

.письменная речь

.взгляды


.выражение лица (мимика)


.жесты


.позы

Игра «Угадай жест»


жест любви и теплоты испуг





Задумчивость радость злость




Спокойствие непонимание усталость


Молчание удивление

Приветствие


Игра – упражнение «Разговор через стекло»

Карточки - задания

«Спортсмены не употребляют спиртных напитков»


«Курение вызывает у спортсменов неприятные ощущения, связанные с появлением запаха изо рта»