МОУ « Сернурская средняя ( полная) общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова
УРОК МАТЕМАТИКИ
4 класс
Учитель : Попкова Валентина Анатольевна
2010г
Метод обучения : наглядно-практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Тема: «Формула пути. Решение задач на движение»
Цель: Закрепить знания учащихся о формуле пути.
Задачи:
1. Установить взаимосвязь между вычислениями: скорость, время, расстояние. Учиться строить графические модели с использованием таблицы для краткой записи задач на движение. Способствовать совершенствование вычислительных навыков, повторить ранее изученные формулы.
2. Развивать логическое и творческое мышление, память, внимание.
3. Воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи.
Оборудование урока:
Таблицы с графическими моделями движения.
2. “Звезды” с формулами пути.
3. Таблицы для заполнения кратких записей задач.
4. Картинки и карточки скоростей для определения скорости движения каждого предмета.
5. Карточки с различными формулами и их названием для работ в парах.
6. Наглядные пособия к задачам.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый из вас узнает что-то новое, познавательное.
1 слайд
2. Минутка чистописания.
480 482 484 486 –По какому правилу расположены числа,
(записать под диктовку) продолжите ряд. Проверка
3. – Назовите какие величины вы знаете?
Слайд 2- Назовите единицы измерения массы, длины, площади, времени, скорости.
3. Актуализация знаний.
- Сегодня перед нами стоит важная задача научиться анализировать и решать задачи на движение, оформлять краткую запись в виде графических моделей и таблиц.
А поможет нам в этом путешествие.
– Как люди путешествуют с давних времён?
(Выслушиваем предложения детей) (Открывается доска с картинками и карточками скоростей ).
Самолёт | 60 км/час |
Велосипед | 18 км/час |
Ракета | 6 км/сек |
Машина | 900 км/час |
Автобус | 45 км/час |
Человек | 4 км/час |
Поезд | 90 км/час |
– Да, на всём этом можно путешествовать. Мы, как путешественники должны знать с какой скоростью могут двигаться эти предметы.
– Определите возможную скорость движения для каждого из них.
( Ученики по очереди у доски соединяют предметную картинку с возможной скоростью).
– А на чём путешествовали сказочные герои? (На метле, на ковре-самолёте и т.д.)
– Кстати, скорость ковра-самолёта 120 км/ч.
– А сейчас узнайте-ка какова скорость избушки на курьих ножках, если за 8 часов она пробегает 72км.
72 :8 = 9 (км/ч)
– Ну что же, мы узнали важные сведения о скорости, которые пригодятся нам в пути.
- Что же такое скорость? (ответы детей)
-Назовите единицы измерения скорости. (ответы детей)
3 слайд (скорость)-вывод
- Что ещё нужно помнить, отправляясь в путешествие?
(Быть внимательными, наблюдательными, помогать товарищам, не оставлять их в беде)
- Да, важно в пути помогать другу, чувствовать плечо друга. Я надеюсь, мы будем помогать сегодня друг другу.
Давайте проверим, как вы знаете правила для путешественников. Приготовьте светофорики, которые лежат у вас на партах подтвердите истинность и ложность высказываний.
– В 2км – 200 метров (Нет)
– В 2мин – 120 секунд (Да)
– 60 мин меньше, чем 1 час (Нет)
– Путь – это величина (Да)
– Вы успешно справились с работой.
– Вы успешно справились с работой.
Повторение изученных схем
(Открывается доска со схемами и их названиями).
– Ребята в пути бывают разные неожиданности, к которым мы должны быть готовы. Вот сильный ветер размёл все формулы с их названиями. А мы не сможем путешествовать дальше, если не наведём порядок.
Так как в пути всегда можно рассчитывать на помощь друга, предлагаю поработать в парах на месте. (В парах соединяют схемы с их названиями, а один ученик у доски)
S = a х b Формула пути
P = 2 * (a + b) Формула площади прямоугольника
S = V * t Формула периметра прямоугольника
4. Работа по теме урока
– Ребята, какая из этих формул будет сегодня для нас самой необходимой?
(S = V. t – формула пути).
4 слайд ( V t S)
– Как связаны величины в этой формуле. (Расстояние равно скорости умноженной на время).
– Какие формулы следуют из этой?
-Как найти скорость? (ответ детей)
5 слайд( скорость)
- Как найти время? ( ответ детей)
6 слайд (время)
-Как найти расстояние? ( ответ детей)
7 слайд ( расстояние)
– Для чего необходимо нам знать эти формулы?
(Чтобы правильно находить в задачах неизвестное расстояние, скорость и время)
– Так какова же тема сегодняшнего урока?
8 слайд ( Решение задач на движение)
– Эти формулы для нас так важны, что превратились в путеводные звезды, и будут помогать нам в пути не только сегодня, но и на последующих уроках математики.
Решение и оформление задач устно.
9 слайд расстояние (ответ детей)
10 слайд
11слайд время. (ответ детей 12 слайд-
13слайд скорость (ответ детей ,14 слайд-
15 слайд- составить задачу и решить
Фронтальная работа с проработкой графической модели движения на доске.
( На доске открывается графическая модель)
- Итак, мы будем путешествовать из Москвы в Селижарово.
– Для того чтобы рассказать о движении автомобиля на графической модели выберем гида.
(Выходит ученик и комментирует движение модели).

– Что можно рассказать по этой графической модели?
(Движение автомобиля слева направо, с начала пути и проезжает за 1 час 60 километров. Внизу числа показывают расстояние).
– Давайте заполним маршрутный лист (таблицу) и выведем формулу зависимости пройденного расстояние S от времени t.
(Один ученик заполняет у доски, все в учебнике).
tч | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | t |
Sкм | 60 | 120 | 180 | 240 | 300 | 360 | 60 t |
V = 60 км/ч
S = 60 t
Формула S = 60 t является частным случаем формулы пути S = V.t при V = 60 км/ч.
Знакомство с табличным способом записи условия задачи.
-Откройте учебник стр 119 №388
- Какие величины известны в задаче?
-Какая неизвестна? Запишите краткую запись к задаче в виде таблицы и решите задачу самостоятельно. Проверка.
Стр.120 №390
- Какие величины известны в задаче?
-Какая неизвестна? Запишите краткую запись к задаче в виде таблицы и решите задачу самостоятельно. Проверка.
– Как была записана краткая запись задач, которые мы сегодня решали? (В таблице)
– Какие величины встречались в задачах? (S, V, t)
– С этими величинами мы и продолжим работать, но задачи будут посложнее.
16 слайд -Прочитайте задачу
-Как понимаете выражение “это же расстояние”?
- Запишите краткую запись в ваиде таблицы

- Можем ли мы сразу сравнить скорости? (Нет)
- Почему? (Они неизвестны)
- Из каких данных мы можем получить скорости? ((V = S/t.)
– Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (Вычитанием
- Запишите решение задачи . Прверка.
17 слайд
Учебник стр.119-387-
А) прочитать
Сл. 5м/с
Ур. В 7раз больше
Ш. 1440м/мин на?
1.5м*7=35 ( м/с)-ураганный
2. штормовой в м/с знаем, что 1с в 60 раз меньше1мин.
1440:60=24м/с-штормовой
3.35-24=11м/с скорость Больше ураганного, чем штормового
18слайд (подведем итог)
19 слайд, -(тест)
20 слайд
6. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Как найти S? V? t?
– Что больше всего понравилось?
– Что было самым трудным?
7. Рефлексия.
– А сейчас на лестницу настроения прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.

Д.з.-391-392- 21слайд