Урок
математики
Тема:
“Сложение и вычитание чисел
в пределах 20 вида □+1, □-1”
1 класс
Из опыта работы
Закружной Анны
Петровны,
учителя начальных классов
г. Светлогорск
2008 г.
Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 вида □+1, □-1»
Задачи:
обобщать приёмы прибавления и вычитания 1, закреплять умения использования этих приёмов в пределах 20, отрабатывать с детьми умения определять десятичный состав чисел второго десятка, отрабатывать умения решать простые задачи, раскрывающие смысл сложения и вычитания,
развивать логическое мышление, память, внимание,
воспитывать аккуратность и усидчивость, активизировать познавательные интересы путём использования игровых приёмов и игр в учебной деятельности.
Литература: Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: пособие для учителя. - М.:Просвещение,1987;
Емельянова О.И. Математика: система дидактических игр для шестилеток. – Минск: Пачатковая школа, 2007;
Чеботаревская Т.М. Математика: учеб.пособие для 1-го кл. Ч.3 – Минск: Нар. асвета,2007.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, шапочки для игры «Живая задача», листы с фигурами для игры на внимание, карточки для парной работы «Математический футбол», мяч, наглядный материал для физкультминутки.
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
- И богата, и сильна
Математика-страна.
Тут примеры и задачи.
Пожелаю вам удачи!
За работу! В добрый час!
Зависит всё теперь от вас!
Актуализация полученных ранее знаний.
Учитель:
- На уроке нам очень необходимо внимание. Проведём игру «День - ночь», чтобы настроить себя на рабочий лад и внимательность.
(Учитель показывает листы с изменёнными фигурами. В последний раз
учитель демонстрирует лист с фигурами и числом 20.)
Учитель:
- Что изменилось? Какое число появилось? Однозначное или двузначное? Чётное или нечётное? Сколько десятков в этом числе? Как получили данное число, используя числа 10 и 10?
Игра «А дальше»
Ученик считает в прямом порядке, предлагая дальше считать ученику, которого он выбрал: «А дальше Сергей…»
Учитель:
- Посчитаем от 20 до 10 в обратном порядке. (Ученики вполголоса называют чётные и шёпотом – чётные числа)
Игра «Найди пример с ответом»
17- 10= 16-10= 8+1=
18-8= 15-5= 6+1=
19-10= 14-4= 4+1=
Игра «Математические бусы»
Ученицы у доски вставляют знаки математических действий таким образом, чтобы получилось верное равенство.
Проводится взаимопроверка выполнения задания.
Учитель:
- Как изменяется число при счёте в прямом порядке – увеличиваются или уменьшаются? На сколько единиц каждый раз увеличиваются? А что происходит при счёте в обратном порядке?
Игра «Действие знаю»
Учитель бросает мяч, называя пару чисел 5 , 6. Ученик, возвращая мяч, называет действие, выполненное с числом 5, чтобы получить 6:
- Действие знаю. Сложение.
Физкультминутка
Учитель проводит физкультминутку, демонстрируя рисунки с различными изображениями предметов.
- Сколько зайчиков у нас,
Столько прыгай дружно класс.
- Ты цветочки подсчитай,
Дружно с классом приседай.
- Сколько ёлочек зелёных.
Столько выполним поклонов.
- Дружно ёжиков считайте!
Глазки дружно закрывайте.
Работа над изучением новой темы.
Постановка целей урока.
Учитель: (рассказывает ситуацию)
- Спорили двое учениц между собой. Одна говорит:
- До 10 я прибавляю и вычитаю очень хорошо. Прибавить 1 - значит назвать последующее число. Вычесть один – назвать предыдущее. А вот дальше прибавлять и вычитать не умею. Ведь числа-то двузначные. Наверное, прибавлять и вычитать надо по другим правилам.
Вторая ученица ей отвечает:
Учитель:
- Что ответила ей ученица?
Ученики:
- Прибавляют и вычитают до 20 так же, как и до 20.
Учитель:
- Повторим ещё раз правило, по которому прибавляют и вычитают в пределах 10. Что значит прибавить 1?
Ученики:
- Назвать последующее число.
Учитель:
- Вычесть 1?
Ученики:
- Назвать предыдущее число.
Учитель.
- Чтобы не ошибаться в сложении примеров, прибавляя и вычитая 1, чему надо хорошо научиться?
Ученики:
- Надо хорошо считать до 20 в прямом и обратном порядке.
Учитель:
- Скажите, чему будет посвящён наш урок. Что будет главным на этом уроке?
(Ответы детей)
4. Первичная проверка усвоения новых знаний.
Учитель:
- Насколько мы умеем прибавлять и вычитать до 20? Посчитайте с опорой на
числовую прямую.
(Дети прибавляют и вычитают 1, называя ответ классом, в паре, индивидуально.) Сейчас мы поиграем в футбол, но не в простой, а в математичес-кий. Опора снимается.
Игра «Математический футбол» (используются примеры на +1, - 1).
Ученики «забивают голы» (решают примеры), работая в паре, на карточке. Записывают счёт поединка.
Учитель:
- Рада сообщить вам, что все вы проходите во второй тур состязаний по футболу. Следующий матч состоится завтра. А сейчас (достаёт куклу) в наш класс заглянул Незнайка. Почему его так называют?
(Ответы детей.)
Верно, Незнайка часто ошибается. Поэтому для проверки решения своего домаш-него задания он обратился к ученикам 1 «Б» класса.
Этап закрепления новых знаний.
На карточках для индивидуальной работы ученики исправляют ошибки
(используются примеры на +1, - 1).
С.27, № 5 Решение примеров с комментированием.
Физкультминутка для глаз
Этап закрепления изученного ранее.
С. 27, №1
Учитель:
- Составьте задачу. Сравните с задачей в вашем пособии. Что обозначают числа 3? 1? Какой вопрос задачи? Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Почему задачу решаем сложением?
Игра «Живая задача»
Выходят 4 ученика. Каждый получает свою роль в зависимости от того, какую шапочку ему надели: «Условие», «Вопрос», «Решение», «Ответ». Каждый из учеников рассказывает необходимый материал.
Условие:
- Нам известно, что… и т.д.
С. 28, № 10
Составление и решение задач на сложение и вычитание.
С. 28, № 14
Учитель:
- Какая из птиц выбрала правильно знак? Как это узнать? Правильно, решить примеры.
(Дети выполняют действия, комментируют свой выбор знака сравнения.)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель:
- Чему мы учились на уроке? Какие задания выполняли?
Довольны ли вы своей работой на уроке? Научились ли вы прибавлять и вычитать до 20 или ещё надо потрудиться?
Продолжите фразу:
- Мне понравилось, как я … Было трудно, когда … Дома я расскажу, как…