СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки "Музыка и изобразительное искусство"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопоставление музыки и изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Музыка и изобразительное искусство"»

Конспект урока музыки в 5 классе.
"Музыка и изобразительное искусство"

Тема урока "И это все – весенних дней приметы" (Г.П. Сергеева,Е.Д. Критская).
Цели урока:
- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;
- развивать умения и навыки индивидуального и коллективного музицирования;
- учить пониманию взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;
-овладение навыками творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
- воспитывать уважение к произведениям русского искусства;
- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ УРОКА:
1. А. Вивальди "Времена года. Весна" - вход в класс.
2. Г. Струве, сл. И. Исаковой "Музыка" – исполнение.
3. С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" – слушание.
4. Я. Дубравин, сл. В. Суслова "Песня о земной красоте" – исполнение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Презентация с использованием ресурсов сети Интернет, цветные карточки "Радуга", текст стихотворения Ф.И. Тютчева "Весенние воды".


ХОД УРОКА
1 СЛАЙД
Вход в класс звучит А. Вивальди "Времена года. Весна".
Учитель:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей..

Она везде и вечный спутник мой!
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней - просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?..
Мы ей за всё – «спасибо!» говорим,
И, веря в торжество ее, - творим!

(Онегин Гаджикасимов)

Г. Струве, сл. И. Исаковой "Музыка" – исполнение.
2 СЛАЙД
Работа над песней.
Учитель:
Мы исполнили красивую песню. Скажите, что обозначают слова из песни "Я хочу увидеть музыку"? Разве музыку можно увидеть?
(Ответы детей)
3 СЛАЙД
Учитель:
Музыка весны… Сегодня на уроке мы узнаем, как удивительно передается красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии! Весенними днями природа радует нас своим пробуждением.
Вступление.
Учитель:
У поэта Федора Ивановича Тютчева есть красивое стихотворение "Весенние воды".
4 СЛАЙД
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Обратимся к тексту стихотворения. Какие приметы весны мы можем отметить?
Ответы детей:
Воды шумят, ручьи бегут, ручьи – это гонцы.
Учитель:
Представьте себя композиторами. Если положить эти стихи на музыку, какое произведение у вас получится?
(Ответы детей)
Учитель:
Русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) стихотворение Тютчева вдохновило написать романс. Что такое романс?
(Ответы детей)
5 СЛАЙД
Учитель:
Что вам известно о творчестве Рахманинова?
(Ответы детей)
Учитель:
Романсы Сергея Васильевича Рахманинова – великолепные образцы русской вокальной музыки. Их много – более 80. И они очень разнообразны – по настроению, стилю, характеру воплощения поэтического текста. Романсы Сергея Васильевича Рахманинова захватывают искренностью и силой чувства.
С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" – слушание.
Беседа о музыке.
6 СЛАЙД
Учитель:
Поделитесь впечатлениями о прослушанном произведении.
Можно ли назвать эту музыку живописной?
(Ответы детей)
Учитель:
Что вы увидели, слушая этот романс?
(Ответы детей)
Учитель:
Кто исполнял романс?
(Ответы детей)
Учитель:
Какую роль отводит композитор фортепианному аккомпанементу?
(Ответы детей)
Учитель:
Если сопровождение заменить простыми аккордами, что исчезнет?
(Ответы детей)
Учитель:
Мы выяснили, что эту музыку можно назвать живописной, а художники используют краски, теперь мы выступим в роли художников. Перед вами цветные карточки "Радуга". Выберите по своему усмотрению наиболее подходящие цвета, которые вы увидели, слушая этот романс.
Работа с цветными карточками "Радуга".
Учитель:
Какие цвета преобладают? Почему?
Ответы детей:
Голубой – ручьи и небо, желтый – весеннее солнце, зеленый – молодая трава.
Учитель:
В цветовой гамме мы определились, теперь все вместе постараемся нарисовать коллективную картину, изображающую весну.
7 СЛАЙД
Работа с интерактивной доской, компьютерная игра "Рисуем. Учимся. Играем" – коллективная работа "Рисуем весну".
Учитель:
К какому жанру живописи мы отнесем нашу коллективную работу?
(Ответы детей)
Виртуальная экскурсия:
Учитель:
Мы с вами непрофессиональные художники, давайте совершим виртуальную экскурсию туда, где живут картины художников – профессионалов. В Москве, недалеко от Кремля, за Москвой-рекой стоит необыкновенный дом. Каждый день сотни людей спешат туда. Здесь живут картины.
Этот дом за Москвой-рекой носит название Третьяковская галерея.
8 СЛАЙД
Третьяковская галерея – самый крупный в мире музей русского искусства. Павел Михайлович Третьяков - российский купец – предприниматель ,основатель галереи.
9 СЛАЙД
меценат, собиратель произведений отечественного художественного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи, которую в 1892 году передал в дар Москве, сделав ее достоянием всей России. В декабре этого года (2017) исполнится 185 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова.
10 СЛАЙД
Мы входим в зал Третьяковской галереи, где висят картины Исаака Ильича Левитана. Кажется, будто повеяло дыханием природы, свежим ветром полей, стало светлее, солнечнее. Исаак Левитан изображал природу в различные времена года.
11 СЛАЙД
12 СЛАЙД
13 СЛАЙД
14 СЛАЙД
Какие краски преобладают на этих картинах?
(Ответы детей)
В картине "Золотая осень" желтые и оранжевые краски, "Март" – голубые, холодные.
Учитель:
Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней. И вот мы остановились около картины "Весна – большая вода".
15 СЛАЙД
Учитель:
Какие краски использует художник?
(Ответы детей)
Учитель:
Можно эту картину назвать звучащей? Что вы слышите, когда смотрите на эту картину?
(Ответы детей)
Учитель:
Можно сопоставить романс Рахманинова и картину Левитана?
(Ответы детей)
Учитель:
Романс "Весенние воды" одинаково хорошо звучит в исполнении и женского, и мужского голоса, и в сопровождении фортепиано, и с оркестром. Отлично он звучит и в переложении для детского хора.
16 СЛАЙД
Что означают слова переложение для детского хора? (переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей)
С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева "Весенние воды" переложение для детского хора А. Егорова – слушание.
Учитель:
Какое исполнение вам понравилось больше? Почему?
(Ответы детей)
Вывод:
17 СЛАЙД
Учитель:
Что каждый из вас открыл для себя на уроке?
(Ответы детей)
Мы узнали что такое переложение, услышали романс Рахманинова "Весенние воды" и увидели картину Левитана "Весна – большая вода".
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с романсом С.В. Рахманинова "Весенние воды", в котором усилена изобразительность, благодаря чему музыка стала живописной, а живописное полотно Левитана "Весна – большая вода" можно назвать звучащим, в нем усилено музыкальное начало.
Продолжая тему весны, тему красоты, предлагаю исполнить знакомую вам " Песню о земной красоте" Якова Дубравина.
18 СЛАЙД
Музыка Дубравина слова Суслова "Песня о земной красоте" – исполнение.

Учитель:
Спасибо ребята, вы молодцы!
До новых встреч!

ЛИТЕРАТУРА

1.
Все начинается со школьного звонка: песни для голоса в сопровождении фортепиано / Я.И. Дубравин. – СПб., 2000.

2.
Программы общеобразовательных учреждений музыка 5-9 классы авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М.: "Просвещение", 2007.

3.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка": 5 кл.: Пособие для учителя / Сост. Т.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2003.

4.
http://www.hydojnik.ru/Levitan/ - репродукции картин И.И. Левитана.

5.
http://music.edu.ru - сведения о творчестве С.В. Рахманинова.

6.
http://www.tretyakovgallery.ru – фотографии Третьяковской галереи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!