Организационный момент – 1 мин:
Мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, во время которого мы должны будем вспомнить, что мы знаем о кислотах, об окислительно-восстановительных реакциях, реакциях ионного обмена. И конечно же, мы узнаем что-то новое.
Вспомним, по каким признакам классифицируют кислоты?
(Основность, содержание кислорода) – фронтальная беседа (1 мин).
Вывод (учитель): Значит, азотная кислота – сильная кислородсодержащая одноосновная кислота, формула которой – HNO3
I. Первая станция – историческая.
Учащимся по группам предлагаются карточки (представлены в приложении № 2). На обсуждение каждой группе дается 2 мин, на ответы каждой группе – 1 мин)
Вывод (учитель, слайд № 2, презентация,1 мин):
Итак, с древности (с VIII века) существовал способ получения азотной кислоты путём сухой перегонки:
а) селитры (NaNO3 или KNO3)
б) с квасцами (M+2SO4
M3+2(SO4)3
24H2O, где где M+ — один из щелочных металлов (литий, натрий, калий, рубидий или цезий, а M3+ — один из трехвалентных металлов (обычно алюминий, хром или железо(III)), например, Na2SO4
Fe2(SO4)3
24H2O
в) медным купоросом (CuSO4
5H2O).
Этот метод с теми или иными модификациями, наиболее существенной из которых была замена медного купороса железным (FeSO4
7H2O), применялся в европейской и арабской алхимии вплоть до XVII века, когда немецкий химик И. Р. Глаубер предложил получать азотную кислоту при умеренном нагревании (до 150?C) калиевой селитры с концентрированной серной кислотой:
KNO3 + конц. H2SO4
HNO3 + KHSO4.
II. Вторая станция – химическая.
Учащимся предлагается вспомнить свойства кислот (взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями (согласно ряду кислот)), предлагается закончить уравнения реакций (слайд № 3, презентация), составив для них полные и сокращенные ионные уравнения:
а) CaО + HNO3 
б) CaCO3 + HNO3 
в) Cu(OH)2 + HNO3 
г) ZnO + HNO3 
д) NaOH + HNO3 
е) Na2SO3 + HNO3 
Учащиеся выполняют задание в тетради, отдельные учащиеся у доски. На выполнение задания отводится 12 мин, после чего учащимся предлагается проверить задание (слайд № 4, презентация):
а) CaО + 2HNO3
Сa(NO3)2 + H2O
CaO + 2H+ + 2NO3–
Ca2+ + 2 NO3– + H2O
CaO + 2H+
Ca2+ + H2O
б) CaCO3 + 2HNO3
Сa(NO3)2 + CO2 + H2O
CaCO3 + 2H+ + 2NO3–
Ca2+ + 2 NO3– + CO2 + H2O
CaCO3 + 2H+
Ca2+ + CO2 + H2O
в) Cu(OH)2 + 2HNO3
Сu(NO3)2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + 2NO3–
Cu2+ + 2 NO3– + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+
Cu2+ + 2H2O
г) ZnO + 2HNO3
Zn(NO3)2 + H2O
ZnO + 2H+ + 2NO3–
Zn2+ + 2 NO3– + H2O
ZnO + 2H+
Zn2+ + H2O
д) NaOH + HNO3
NaNO3 + H2O
Na+ + OH– + H+ + NO3–
Na+ + NO3– + H2O
OH– + H+
H2O
е) Na2SO3 + 2HNO3
2NaNO3 + SO2 + H2O
2Na+ + SO32 – + 2H+ + 2NO3–
2Na+ + 2NO3– + SO2 + H2O
SO32 – + 2H+
SO2 + H2O
Одновременно проводится фронтальная беседа (2 мин) по вопросам:
К какому типу относятся все предложенные реакции?
Почему все они протекают до конца?
Какие вещества раскладываются на ионы, какие – не раскладываются и почему?
Далее разбираются специфические свойства азотной кислоты (объяснение учителя) – 18 мин.
1. Азотная кислота в любой концентрации проявляет свойства кислоты-окислителя, при этом азот восстанавливается до степени окисления от +4 до ?3. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты. Как кислота-окислитель, HNO3 взаимодействует:
а) с металлами (учащимся раздаются таблицы (приложение 3)
Примеры уравнений ОВР (с электронными балансами). Одновременно повторяются правила составления уравнений ОВР. Слайд 5, 6 (презентация)
Слайд 5 (презентация):
3Zn0 + 8HN+5O3 (конц)
3Zn+2(NO3)2 + 2N+2O + 4H2O
Переход е – | Число е – | НОК | Коэф. | Ок-ль /в-ль | Ок-е /в-е |
Zn0 – 2е Zn+2 | 2 | 6 | 3 | Восстановитель, т.к. отдает е – | В процессе реакции окисляется |
N+5 + 3е N+2 | 3 | 2 | Окислитель, т.к. принимает е – | В процессе реакции восстанавливается |
Слайд 6 (презентация):
5Zn0 + 12HN+5O3 (разб)
5Zn+2(NO3)2 + N20 + 6H2O
Переход е – | Число е – | НОК | Коэф. | Ок-ль /в-ль | Ок-е /в-е |
Zn0 – 2е Zn+2 | 2 | 10 | 5 | Восстановитель, т.к. отдает е – | В процессе реакции окисляется |
2N+5 + 5е 2 N20 | 10 | 1 | Окислитель, т.к. принимает е – | В процессе реакции восстанавливается |
Отмечается, что в таблице (приложение 3) отражается только доминирующий ход реакции. Это означает, что, как правило, идет несколько реакций одновременно. Например, при взаимодействии Zn с HNO3 (с массовой долей 30%) в продуктах будет содержаться NO, NO2, N2O, N2 и NH4NO3.
Единственная общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем более разбавленная кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот:
увеличение концентрации кислоты
NO2, NO, N2O, N2, NH4NO3
увеличение активности металла
Вводится понятие о пассивации металлов, как о переходе поверхности металла в неактивное, пассивное состояние, связанное с образованием тонких поверхностных слоёв соединений, препятствующих окислению
2. С неметаллами, при этом азот обычно восстанавливается до NO2 или NO
Приводятся примеры уравнений ОВР (с электронными балансами). Слайды 7,8 (презентация).
Слайд 7 (презентация).
S0 + 6HN+5O3
H2S+6O4 + 6N+4O2 + 2 H2O
Переход е – | Число е – | НОК | Коэф. | Ок-ль /в-ль | Ок-е /в-е |
S0 – 6е S+6 | 6 | 6 | 1 | Восстановитель, т.к. отдает е – | В процессе реакции окисляется |
N+5 + 1е N+4 | 1 | 6 | Окислитель, т.к. принимает е – | В процессе реакции восстанавливается |
Слайд 8 (презентация).
3P0 + 5HN+5O3 + 2H2O
3H3P+5O4 +5 N+2O
Переход е – | Число е – | НОК | Коэф. | Ок-ль /в-ль | Ок-е /в-е |
P0 – 5е P+5 | 5 | 15 | 3 | Восстановитель, т.к. отдает е – | В процессе реакции окисляется |
N+5 + 3е N+2 | 3 | 5 | Окислитель, т.к. принимает е – | В процессе реакции восстанавливается |
3. Концентрированная HNO3 разлагается на свету и при нагревании (слайд 9, презентация):
4HN+5O3
4N+4O2 + 2H2O + O20
Переход е – | Число е – | НОК | Коэф. | Ок-ль /в-ль | Ок-е /в-е |
2O – 2 – 2е 2 O20 | 4 | 4 | 1 | Восстановитель, т.к. отдает е – | В процессе реакции окисляется |
N+5 + 1е N+4 | 1 | 4 | Окислитель, т.к. принимает е – | В процессе реакции восстанавливается |
III. Третья станция – практическая.
Учащимся по группам предлагается задание – сравнить области применения азотной кислоты в конце XIX-начале XX в.в. и сейчас (текст на слайде, слайд 10, презентация).
Текст на слайде:
В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Петербург, 1890 – 1907 г.г.) говорится:
“Азотная кислота имеет множество применений, самых разнообразных, так напр., она массами идет на приготовление азотнокислого серебра (ляписа, адского камня), употребляемого в фармацевтическом и фотографическом деле, помощью ее же готовится из бензола и нитробензола (исходного вещества для фабрикации анилина и фуксина), нитроглицерин, хлопчатобумажный порох, пикриновая кислота, фталевая кислота, ализарин, гремучее серебро и т.п. С основаниями азотная кислота образует азотнокислые соли или нитраты, которые все (за исключением основного азотнокислого висмута) растворимы в воде и будучи брошены на раскаленный уголь дают более или менее сильную вспышку. Важнейшие из них — азотнокислый калий (селитра), азотнокислый натр (чилийская селитра), азотнокислый аммоний, азотнокислое серебро (ляпис, адский камень) и азотнокислое железо, употребляемое, как протрава в красильном деле при окраске шелка”.
Сейчас азотная кислота применяется:
в производстве минеральных удобрений;
в военной промышленности (в производстве взрывчатых и отравляющих веществ, как окислитель ракетного топлива);
в фотографии — подкисление некоторых тонирующих растворов[2];
в станковой графике — для травления печатных форм (офортных досок, цинкографических типографских форм и магниевых клише).
в производстве красителей, лекарств
Учащимся предлагаются вопросы:
На обсуждение и ответ каждой группе дается 1 мин, затем – межгрупповое обсуждение – 1 мин)
В заключение предлагается слайд “Действие HNO3 на организм человека” (слайд 11, презентация) – 1 мин
Азотная кислота и её пары очень вредны: пары вызывают раздражение дыхательных путей, а сама кислота оставляет на коже долгозаживающие язвы. При действии на кожу возникает характерное желтое окрашивание кожи, обусловленное ксантопротеиновой реакцией. При нагреве или под действием света кислота разлагается с образованием высокотоксичного диоксида азота NO2 (газа бурого цвета).
Домашнее задание (слайд № 12, презентация, 1 мин)
§ 19, упр. 4, 7 стр. 59 (учебник), упр. 14-82, 14-83 стр. 144 (задачник), составить уравнения окислительно-восстановительных реакций с электронными балансами:
а) Cu + HNO3 (разб) 
б) Cr + HNO3 (разб) 
в) Ag + HNO3 (конц) 
г) S + HNO3
H2SO4 + NO
д) P + HNO3
H3PO4 + NO2 + H2O