II. Актуализация опорных знаний (на основе изученного) | 1.Терминологическая разминка (слайд 1): – Что означают данные понятия? – Сформулируйте определение разделов языкознания, которые мы изучаем сейчас. 2. (Слайд 2) РР. Составить по картинкам 1 группа: предложение; 2 группа (словосочетание типа сущ.+ прилаг.), используя слова с изученной орфограммой «Буквы Ё,О после шипящих в корне слова» Учащиеся комментируют орфограммы. 3. (Слайд 3)Работа с деформированным текстом. Самопроверка. Создание ситуации затруднения: слово с неизвестной орфограммой (цирк). Учащиеся формулируют тему урока.(Слайд 4) | Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные УУД: самоконтроль, самооценка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений |
III. Постановка проблемы урока. | 1. (Слайд 5) После установления сходства (имена существительные, во всех словах есть ц) и различий (разные буквы и и ы после ц) ученики формулируют учебную проблему: в каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы? Работа в парах. | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. 3. Оформлять языковую информацию схематически. Коммуникативные УУД: уметь вести диалог: интересоваться чужим мнением и высказывать своё, согласовывать действия. Личностные УУД: анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. (Слайд 6, 7) Продолжается работа в парах. Затем учитель ведёт диалог с опорой на вопросы (используется подводящий диалог). Учитель задаёт вопросы: – Сравните записи в каждом столбике. – Почему слова так сгруппированы? (В 1-м столбике пишется и, во 2–3-м – ы). – Какие будут предположения о выборе этих букв? (В разных частях слов.) – Определите часть речи у записанных слов. Что вы можете сказать? – Сравните с той информацией, которая представлена на слайде, найдите отличия (есть исключения, когда в корне после ц пишется ы). – Сформулируйте правило написания букв и, ы после ц самостоятельно. 2. (Слайд 8,9) Сравнивают свои выводы с текстом правила в учебнике. Чтение правила в рамке, сравнение с собственной формулировкой. – Назовите опознавательный признак изученной орфограммы. – Как вы думаете, почему в названии орфограммы не указана часть речи? (Это написание возможно в разных частях речи.) – Какое условие является основным при выборе написания букв и, ы после ц? (Часть слова.) 3. Составляют опорную схему на основе правила. (Слайд 16,17) 4. Работа с графической моделью орфограммы «Буквы и, ы после ц». – Запишите на основе правила ключевые слова. (Орфограмма, буквы ы, и после ц, часть слова.) – Сравните их с ключевыми словами в конце темы. Чем можно дополнить ключевые слова в конце темы? (Орфограмма-буква гласного ы, и, часть слова.) | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель). Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Личностные УУД: анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. |
V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений. | 1. (Слайд 11) Развивается умение находить изученную орфограмму в словах, объяснять условия выбора букв и, ы после ц. Выполняется устно: комментируются условия употребления орфограммы. 2. (Слайд 12) Развивается умение писать слова с орфограммой-буквой и, ы после ц, графически обозначать условия выбора орфограммы. Выписать словосочетания в столбик: с ы, с и. 3. Письменной работе предшествует словарно-орфографическое задание: найти слова под звёздочкой (цикада, циновка), уточнить, что они обозначают (сначала пытаемся объяснить самостоятельно, исходя из знаний, опыта, затем проверяем по словарю). 4. Упр. 464. Развивается умение опознавать слова с изученной орфограммой среди слов с другими видами орфограмм в составе предложений. Взаимопроверка 5. Интерактивный тест – развиваются учебно-языковые умения: находить слова с изученной орфограммой. Фронтальная работа. | Познавательные УУД: 1. Пользоваться толковым словарём. 2. Осуществлять познавательную рефлексию. 3. Анализировать, сравнивать, группировать. Личностные УУД: Осознавать роль филологических знаний в формировании общей культуры современного человека. Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VII. Рефлексия. | (Слайд 13) – В какой строке во всех словах пишется буква Ы? Аргументируйте свой ответ. – Приведите примеры слов с изученной орфограммой. – С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке. (Слайд 14) – По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |