СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Десятичные дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ввести понятие десятичных дробей, правильное их чтение и запись.

Задачи:

● Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия "десятичная дробь", алгоритма записи десятичных дробей.

● Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.

● Воспитательные:  воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Десятичные дроби"»

Тема: Десятичные дроби

Цель: ввести понятие десятичных дробей, правильное их чтение и запись.

Задачи:

● Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия "десятичная дробь", алгоритма записи десятичных дробей.

● Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.

● Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Оборудование: персональный компьютер; экран; доска.

Структура урока:

1. Организационный

2. Создание проблемной ситуации

3. Формулирование проблемы (темы и цели урока).

4. Изучение нового материала

5. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов урока, рефлексия















Ход урока

  1. Этап мотивации (2 мин)

Здравствуйте ребята, садитесь!

На урок к нам прилетела красивая сказочная птица. Это символ спокойствия, удачи, уверенности, помощи в работе. Птицу украшает красивое оперение, а человека умные мысли, грамотные ответы, интересные предложения. Давайте покажем нашей работой на уроке, как мы умеем мыслить, думать, рассуждать, покажем какие мы красивые!

Урок я бы хотела начать со слов известного немецкого поэта и мыслителя И. Гете: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир».


  1. Этап актуализации. Создание проблемной ситуации

И мы сегодня с вами тоже окунемся в мир цифр и чисел.

Но для начала давайте отгадаем загадку:

Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (дробь)

Да ребята сегодня мы поговорим про дроби. Давайте вспомним, что же мы о них уже знаем. Для этого выполним первое задание в рабочих листах.

Задание №1

Разделить числа на три группы: (дети работают с рабочими листами, затем оглашают результаты а учитель собирает пазл на доске)

1. Натуральные числа (4 ; 25 ; 1)

2. Обыкновенные дроби ()

3. Смешанные числа (, )

Ребята, остались ли числа, которые вам неизвестны? Какие? (14,13; 5,7).

У вас у каждого под крышкой парты спрятан конвертик.

Достаньте его, пожалуйста, и прочитайте, что в нем написано?


«Масса пачки масла равна 0,4 кг»

«Длина ковра равна 1,8 метра»

«1 киловатт электроэнергии стоит 1,67 рублей»

«1 кубический метр газа стоит 4,64 рублей»

« Дмитрий в соревнованиях по бегу на 30 метров опередил Сергея на 0,02 секунды»

«Энергетическая ценность каши составляет 78,67 килокалорий»


Похожи ли числа из нашего письма на числа которые у нас остались?

Как они записываются? (через запятую). А вы знаете как они называются?

Прочитайте на обратной стороне рабочего листа определение.

Формулирование проблемы (темы и цели урока).

Давайте уточним нашу тему и цель урока. (формулируют тему и цель урока). Сегодня мы начинаем изучение очень важной, интересной и новой для вас темы. А что бы вы хотели узнать интересного и нового о десятичных дробя? (выслушиваются мнения детей и записываем варианты на доске).

  1. Изучение нового материала

Кто изобрёл десятичные дроби?

Симон Стевин – изобретатель десятичных дробей.

Прочитайте текст и найдите в нём ответы на вопросы кроссворда.

Возникновение и история десятичных дробей.

Десятичной системой мер уже пользовались в Древнем Китае, обозначая дробные части числа словами. Причем каждое последующее слово обозначало более мелкое или маленькое.
Более обобщенное представление о десятичных дробях ввел среднеазиатский ученый Джемшид Гиясэддин ал-Каши. Об этом он в 1427 году опубликовал книгу «Ключ арифметики». В этой книге он впервые пишет десятичные дроби в одну строку, правда отделяет дробную часть и целую часть друг от друга не запятой и пишет их разными цветами. 
Нидерландский ученый (годы жизни 1548-1620) опубликовал работу под названием «Десятая», где он объяснял записи и правила работы с десятичными дробями. Это была маленькая работа (всего 7 страниц). Он писал цифры дробного числа в одну строку цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число 12,761 записывалось так: 1207À6Á1Â12.

Именно его считают изобретателем десятичных дробей.
Запятая в качестве разделителя впервые появилась в работах шотландского математика Джона Непера (1617 г.), где он предложил отделять целую часть от дробной либо точкой, либо запятой.

Отгадав кроссворд, вы прочитаете по вертикали фамилию изобретателя десятичных дробей.

  1. Какая система мер использовалась в Древнем Китае?

  2. Дополни название книги «Ключ ………….».

3. Как называлась работа изобретателя десятичных дробей?

4. В работе изобретателя десятичных дробей объяснялись записи и ……….. работы с
десятичными дробями.

5. Из какой страны был изобретатель десятичных дробей?

6. Какой учёный предложил отделять целую часть от дробной либо точкой,
либо запятой?

1










2











3







4







5










6





Итак, давайте проверим и оценим свои умения работать с текстом.

Выделенное слово: Стевин.

Симон Стевин – изобретатель десятичных дробей.

Задание №2

А теперь выполним следующее задание: нужно записать числа с помощью цифр, которые записаны на доске:

  • Пять целых семь десятых

  • Сорок две целых пятьдесят две сотых

  • Три целых триста восемьдесят две тысячных

  • Одна целая три сотых

  • Восемь целых одна тысячная

  • Семь целых тридцать четыре десятитысячных

Проверьте и оцените себя сами:

().

- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (Дети высказывают свои варианты). Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя.

 - Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому.
- Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким?


Как записать дробные числа по-другому?

Числа со знаменателями и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, .

- Посмотрите на таблицу

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

1

0,6

1

2

4,03

2

3

0,115

3

3

2,008

3

4

4

5

5



- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
- Как же вы запишите последние числа?

Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.

Может есть какой то алгоритм перевода смешанного числа в десятичную дробь?

Попробуем его составить?

(дети называю последовательность, учитель размещает на доске)

1. Записываем целую часть числа, и ставим запятую.

2. уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе, не меняя значение дроби.

3. Записать числитель дробной части.


Задание №3

Запишите в виде десятичной дроби:


Физ минутка (Игра «Запятая»)


Задание №4 Выпишите соответствующие буквы

Пять целых две десятых

5,02

5,2

5,002

Т

р

П

Ноль целых восемь тысячных

0,008

0,08

0,8

О

Е

У

Три целых двадцать пять тысячных

3,25

30,25

3,025

Д

В

Т

Шестнадцать целых пять сотых

16,005

16,5

16,05

А

Е

О

Восемнадцать целых восемь сотых

18,8

18,08

18,008

Ш

К

В

Пять целых пятнадцать десятитысячных

5,0015

5,015

5,15

А

У

И

Тридцать четыре целых сто пять тысячных

34,0105

34,105

34,15

В

С

М


Ответ: РОТОКАС

это название самого короткого алфавита в мире, состоящего из 11 букв. Его используют жители Папуа Новой Гвинеи.


Задание №5 Ребята, а теперь давайте вы сами попробуете составить таблицу разрядов десятичных дробей. На рабочих листах третье задание с таблицей, ваша задача правильно собрать ее по разрядам.

Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031






десятки

единицы

,

десятые

сотые

тысячные

Десятитысячные












































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!