СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Гласные звуки и буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный конспект полезен учителям, родителям для развития у детей фонематических процессов, закрепления понятий "звук", "буква", "гласный звук", закрепления установившейся связи "звук - буква"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Гласные звуки и буквы"»

Конспект логопедического занятия.

(это фронтальное занятие, учащиеся 1 класса, с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, продолжительность 35 минут).


Составила: Громова Татьяна Юрьевна,

учитель – логопед

МБОУ «СШ № 9»

г Иваново

Тема: Гласные звуки и буквы.


План и ход занятия.


1.Организационный момент.


- Здравствуйте, сядет тот, в имени которого второй звук [а] (Катя, Таня, Ваня)

- Теперь тот, в имени которого звук [а] последний (Света, Рома, Дима)


2. Сообщение темы занятия.


- Сегодня мы отправимся в зоопарк. С нами пойдут звуки, а что это за звуки, вы мне скажете чуть позднее.


3. Повторение.


- Чтобы попасть в зоопарк нужно купить билет. Для этого назовите животное, выделите первый звук. (Детям предлагаются картинки, они называют слово, выделяют первый звук):

ослик утка индюк аист сова мышь

- В слове «ослик» какой первый звук? (звук [о] )

- Какой буквой обозначим звук [о] ? ( обозначим буквой О)

Далее аналогично с каждым словом.

- Посмотрите, что получилось? (получились буквы о, у, и, а, с, м)

- Ребята, как интересно мы слышали звуки, а получились буквы. Что мы знаем про звуки и буквы?

Звуки мы слышим и произносим.

Буквы видим, пишем, читаем. (дети повторяют фразу хором).

- Прочитайте буквы (о, у, и, а, эс, эм)

- На какие группы можно разделить наши буквы? (можно разделить на гласные и согласные)

- Назовите гласные (о, у, и, а, )

- Как вы определили, что это гласные? (воздух свободно идёт через рот, нет преград, участвует голос, их можно петь)

- Вспомним стихотворение про гласные:

Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается гласный. (дети повторяют фразу хором).

- Какие ещё гласные звуки вы знаете? (ы, э)

- Вспомните стихотворение про гласные звуки:

А О У Ы Э И

Звуки гласные мои

Их нетрудно перечесть

Гласных звуков ровно шесть. (дети повторяют фразу хором).

- Сколько всего гласных звуков в русском языке? (в русском языке 6 гласных

звуков: [а] [о] [у] [ы] [э] [и] ); букв (10), какие (А О У Ы Э И Е Ё Ю Я),хорошо,

но о них мы будем говорить позднее.

- Молодцы. Билет получили, можно заходить в зоопарк. Ребята, кто попытается мне сказать, с какими звуками мы пойдём в зоопарк? ( мы пойдём в зоопарк с гласными звуками).


4.Новые знания.


- В зоопарке много зверей. Но что-то случилось, беда! Потерялось животное.

Все всполошились, не знают, что делать. Ведь животное, которое выросло в зоопарке и никогда не жило в диких условиях, может погибнуть, т.к. оно не приспособлено к самостоятельной жизни. У него появилась привычка, что его кормит человек, он не знает, что есть люди, которые могут навредить ему. Чтобы этого не случилось нужно обязательно его найти. Ребята, давайте поможем найти пропавшее животное? (давайте)

- Мы пойдём по следу, и заодно познакомимся с обитателями зоопарка.


а) закрепление знаний об артикуляции гласных.


- И первым мы встречаем соболя. Что вы знаете про это животное? (рассказ детей)

- Да, вы правы. Соболь – хищный зверёк, зимой не спит. Но далеко от гнезда не уходит. Мех у него тёплый, буро-коричневого цвета, ценный. Старается бегать не по снегу, а по валежнику, бурелому, так ему теплее. Иногда ныряет в сугробы, ищет, чем поживиться. Найдёт мышку и съест. Это животное нужно охранять. Вот его фотография.(рисунок)

- Давайте поможем соболю определить по губам зверей, какие гласные звуки они произносят. (логопед показывает рисунки зверей, а дети по артикуля-ционному укладу должны определить какой гласный звук произносит животное):

Лягушка-[а] –рот широко открыт, язык спокойно лежит во рту

- Подберите своё слово на звук [а] (аист,…..)

Аналогично с другими звуками.

Лиса- [о]

Волк- [у]

Медведь- [ы]

Мышка- [и]

Заяц- [э]

- Молодцы! За то, что вы помогли соболю, он дарит вам первый звук своего названия. Какой первый звук в слове соболь? ([с] ). Какой буквой обозначим? (эс-С), верно, мы получили букву эс, которая есть в названии пропавшего животного. ( на доске появляется буква С). Идём дальше.


б) узнавание гласных звуков на слух: в ударной позиции, в безударной позиции, в начале слова, середине слова.

- Кто это ? (кабан). Что вы знаете об этом животном? (рассказ детей).

- Вы правы, для кабана зима – самое трудное время года, особенно когда выпадает много снега. Трудно выкапывать из- под снега корешки и промерзшие жёлуди, даже ходить и то трудно – уж очень короткие у кабана ноги. Поэтому зимой часто забирается в стог сена и там греется. Но сейчас кабан в тревоге, ищет пропавшее животное. Давайте поможем ему выполнить следующее задание: если вы услышите первый звук [у] из ряда звуков, которые я назову, вы поднимите карточку со знаком плюс(+), если первый звук будет другой – карточка минус (-).

уа ауэ оэ аоэ иоу уао

- Если услышите в начале слова звук [а]

окунь, узел, адрес, иглы, имя, август, атлас, угол, аист, охнул, отпуск,

аптека, ушли, альбом, этаж, узоры, арбуз, акула, экран, апельсин, упал, учёба, индюк, автобус

- Вы уже говорили, что звук соответствует букве. Сейчас вы поднимите букву, которая соответствует звуку в середине слова, которое я назову

мышь, лось, гусь, бык, рак, сом, рис, зуб, ток, кит

- Теперь запишите слова в 4 столбика по наличию гласного звука в слове должно получиться:

о а ы у

сок мак сыр зуб

сон шар сын жук

мох март бык внук

- Составьте с любым, записанным словом предложение.

- Молодцы, справились, за то, что вы помогли кабану он дарит последний звук своего названия. Какой последний звук в слове кабан? ( [н] ). Какой буквой обозначим? (эн-Н), верно, мы получили букву эн, которая есть в названии пропавшего животного, ( на доске появляется буква Н). Идём дальше.


5. Физкультминутка.


- На встречу идёт медведь, сейчас зима, он должен спать, но вышел размяться, сделать зарядку. Отдохнём и мы:

Он всех толще, он всех выше.

На ходулях смело вышел.

С подкидной доски взлетел,

Приземлился, заревел!

Но зачем ему реветь?

Потому что он медведь. (Лев Яковлев)

- Медведь предлагает поиграть в игру. Давайте проверим, кто из вас самый внимательный.


Игра на внимание «На кого сядет бабочка»

- Назовите всех животных, которые нарисованы на рисунке. Каждое животное в своей клетке. Сейчас я буду давать команды от бабочки, а вы глазами проследите на кого сядет бабочка ( Например, от бабочки клетка, бабочка села на тигра).

- Мишка рассеянный, забывчивый, букву не оставил, убежал искать пропавшего зверя.



6.Закрепление и повторение.


- Мы подходим к клетке, где находится лось. Что вы знаете об этом животном? (рассказ детей).

- Вы правы. Так выглядит лось зимой. Свои роскошные рога он скинул в ноябре, а новые вырастут у него только к лету. Зимой лось питается корой деревьев, больше всего любит осину и молоденькую сосну. Вместо воды он ест снег. Длинные, сильные ноги помогают ему быстро бегать по глубокому снегу и спасаться от волков. Поможем ему выполнить такое задание.


а) чтение слогов, анализ и синтез прямых слогов.


- Шли буквы по дорожке и встретились, прочитаем, что получилось.



А

О

У

Ы

М

ма

мо

му

мы

Н

на

но

ну

ны

Л

ла

ло

лу

лы

Р

ра

ро

ру

ры

- Прочитайте следующие слоги:

ул-ус-ук ом-он-ор па-ка-на ха-ра-ва

ар-аш-ан ах-ал-ас то-со-ло ты-мы-лы

ил-ит-ис эх-эк-эт ру-ну-ту ти-ки-ни

- Теперь прочитайте только слоги с повторяющимися гласными у, а, о, ы.

- Что интересного вы заметили, когда читали слоги с гласными а, у, о, э, ы (рядом с ними согласный звук звучит твёрдо)

- Верно, гласные 1 ряда показывают твёрдость согласного звука.

- Помогли лосю, он дарит первый звук своего названия. Какой первый звук в

слове лось? ( [л] ). Какой буквой обозначим? (эл-Л), верно, мы получили букву эл, которая есть в названии пропавшего животного, ( на доске появляется буква Л). Идём дальше.

б) определение количества звуков в слове.

- Перед нами клетка, где находится ослик. Что вы знаете об этом животном? (рассказ детей).

- Вы правы. Осёл – близкий родственник лошади, только меньше ростом. У него тяжёлая голова с длинными ушами, а хвост с кисточкой волос на конце больше напоминает коровий. Ослы выносливы, неприхотливы в кормах, таскают неподъёмные грузы, не болеют заразными болезнями, живут очень долго. Один недостаток – уж больно упрямы! Поможем ослику отгадать

загадки. (Дети отгадывают загадки появляются рисунки-отгадки на доске)

По горам, по долам

Ходит шуба, да кафтан. (баран)

Длинное хвостище,

Рыжее волосище

Сама хитрище! (лиса)

С бородою, а не старик

С рогами, а не бык

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт, а лапти не плетёт. (коза)

Зубастый, мохнатенький

Как есть начнёт – песенку поёт. (кот)

- В зоопарке все животные живут в домиках. Поселим каждого из этих животных в свой домик. Перед вами четыре домика ,в каждом доме разное количество окон. Подскажу, сколько в слове звуков, столько и окон (кружков) в доме. (Например, в слове «кот»-3 звука, значит, он живёт в доме, где 3 окна).

- В зоопарке звери живут со своими детёнышами. Назовите их. Послушайте ещё раз названия животных и скажите, какая общая часть у этих слов (АТА, ЯТА). Назовите слова, в которых вы напишете АТА; ЯТА. Запишите, подчеркните одинаковую часть слова, об этом мы будем говорить позднее:

У рыси - рысята. У зайца - зайчата.

У волка - волчата. У лисы - лисята.

У медведя - медвежата. У лося - лосята.

- Помогли ослику, он дарит первый звук своего названия. Какой первый звук в

слове ослик? ( [о] ). Какой буквой обозначим? (о-О), верно, мы получили букву о, которая есть в названии пропавшего животного, ( на доске появляется буква О). Идём дальше.

- Мы обошли весь зоопарк, посмотрели животных, помогли животным в поисках пропавшего зверя, каждое животное подарило нам свою букву, получились следующие буквы, прочитаем их:

С Н Л О

- Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

СЛОН

- Вот кто потерялся в зоопарке. Слон большой, красивый, могучий. Он ходил в гости к друзьям слонам в соседний зоопарк. Вы помогли его найти и вернуть в зоопарк, теперь он не пропадёт. (Звуко-буквенный анализ слова СЛОН)


7. Итог.


- Итак, куда мы сегодня ходили? ( мы ходили в зоопарк с гласными звуками, помогли найти пропавшего зверя)


Развитие самооценки.

- Скажите, кому сегодня было трудно на занятии? Что было трудно? У кого

сегодня всё получалось?


8. Домашнее задание.


- Сегодня вы хорошо занимались. Особенно старались Рома, Света, Катя. Чуть-чуть было труднее Тане, Ване, Диме. Но я думаю, что на следующих занятиях вы будете стараться, и у вас всё получится. Т.к. вы помогли найти слона, директор зоопарка дарит вам фотографии ( рисунки) животных, которых вы сегодня встретили. Но эти фотографии чёрно-белые, сделайте их цветными. Для этого приклейте рисунки в тетрадь и раскрасьте их цветными карандашами. Это будет ваше домашнее задание. Занятие закончено, до свидания.