СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Культура поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у учащихся культуру поведения, выработать умения  вести себя в соответствии с нравственными нормами...

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Культура поведения"»

Тема урока «Культура поведения»



Познавательная цель урока: расширить знания учащихся о культуре поведения.

Воспитательная цель урока: формировать у них культуру поведения, профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных условий.

Развивающая цель урока: вырабатывание умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы.

Оформление, оборудование: плакаты с высказываниями. 1. «Чем лучше наша жизнь, тем человечней люди». Р. Абакарова.

2.«На запущенном поле бурно растут сорняки». А. Курбанова.

1. «Кто за малое не благодарит, тот и за большое спасибо не скажет». Пословица.

2. «Достоинство слова в краткости». Пословица.

3. «Мои мысли – крыша над головой, мои чувства – атмосфера моего дома, мои поступки – фундамент моей жизни» Испанская пословица.



Ход урока:



I. Организационная часть



Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о воспитанности, о хороших манерах.

Когда мы впервые встречаемся с человеком, то у нас складывается определенное мнение о нем. Мы можем наделить его всеми хорошими чертами, а можем в чем-то усомниться. Когда мы видимся с любым незнакомым человеком, мы, прежде всего, обращаем внимание на его манеры, на эмоции, на воспитанность, так как добрые, хорошие навыки закрепляются практикой, а дурные необходимо искоренять практическими тренировками.

В незнакомых людях мы ярче замечаем неумение держать себя в обществе: их грубость речей, проявление эгоизма. Нам, ребята, тоже необходимо обязательно учитывать это и следить за своим поведением.

Надо помнить, что действия любого человека воспринимаются окружающими людьми по-разному, в силу своих убеждений и склонностей. Хорошие манеры, воспитанность, умение вести себя в обществе – всё это называется этикетом.

Давайте, ребята, послушаем стихотворение Расула Рзы о человеке вообще.

Ученицы читают.

Море бывает щедрым,

Бывает оно печальным,

Бывает чистосердечным,

Бывает оно отчаянным,

Море бывает разным,

Чистым бывает и грязным,

Таинственным и раскрытым,

Могучим, ворчливым, сердитым…

Море – как человек!



Ученица. Человек – не обладатель какого-то одного качества – хорошего или плохого.

Человек – это море разных качеств. И поэтому во взаимоотношениях с ним следует помнить об этом.

Учитель. Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека. (От человечка в разные стороны чертятся стрелочки, и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека).

Учащиеся отвечают. Мы обсудили, какими качествами должен обладать воспитанный человек. Вежливость, доброжелательность, дружелюбие – эти качества в отношениях людей должны быть взаимными.

Учитель. Вырабатывайте в себе такие качества.

1.Не допускайте ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

2.Дорожите своей честью, честью семьи, школы, удерживайте своих товарищей от плохих поступков.

3.Помогайте младшим, незащищенным, будьте справедливыми.

4. Поступайте по отношению к другим так, как бы ты хотели бы, чтобы поступили по отношению к вам.

II. Игра «Сокровищница народной мудрости»



Учитель. А сейчас игра «Сокровищница народной мудрости».

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы.

Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения




У себя как хочешь, …

Не дорог подарок – …

О пустяках спорить – …

По одежде не суди, …

Слово – серебро, …


по делам гляди. 

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.


Хоть не богат, …

От слова спасенье, …

На незваного гостя …

В деревню, где живут одноногие,…

От одного слова, …


и от слова погибель. 

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.


Учащиеся обсуждают смысл каждого высказывания и записывают:

1. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

2. Не дорог подарок, дорога любовь.

3. О пустяках спорить – дело упустить.

4. По одежде не суди, по делам гляди. 

5. Слово – серебро, молчание – золото.

III. Игра «Школьный этикет»

Учитель. Класс делится на две команды. Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из моих рук. Темы:

1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость).

2. Правила поведения в школе.

3. Обязанности дежурного класса.

Подсказки:

1. Форма.

2. Прическа сменная или вторая обувь.

3. Приветствие учеников и взрослых.

4. Обращение друг к другу.

5. Мусор.

6. Бережливость.

7. Вежливость.

8. Опоздания.

9. Прогулы.

10. Плееры и сотовые телефоны.

11. Повседневная речь в школе.

12. Манера общения.

13. Чужие вещи.

14. Поведение в столовой.

15. Поведение во время линеек и мероприятий.

16. Приход в школу.

17. Пропуск уроков.

18. Школьное имущество.

19. Соблюдение правил безопасности.

20. Забота о младших и слабых.

21. Решение спорных вопросов.

22. Курение в школе.

23. Поведение на уроках.

24. Поведение на переменах.

25. Употребление непристойных выражений.

26. Обязанности старшего дежурного по школе.

27. Обязанности дежурного класса.

28. Поведение на школьных вечерах и дискотеках.



Задание: выбрать из слов-подсказок те, которые подходят к темам, объяснить свой выбор.



IV. Игра «Как мы ведём себя»



Учитель. Как мы уже говорили, отдельно взятому человеку нужна своя линия поведения. Давайте попробуем вместе решить, какая это линия.

Я назову качества человека, а вы, ребята, предлагаете варианты, как вести себя с определенными лицами.

Итак, с подозрительным человеком мы себя ведем как?

Ученик отвечает. Осторожно!

Учитель. С капризным человеком мы ведете себя как?

Ученик отвечает. Игнорируем капризы, ведем себя спокойно, не нервничаем.

Учитель. А с хвастливым человеком что делаем?

Ученик отвечает. Стараемся отнестись к нему с иронией.

Учитель. С застенчивым человеком как поведете себя?

Ученик отвечает. Доверительно, спокойно.

Учитель. Молодцы, ребята. Вы, я вижу, понимаете, что поведение человека может серьезно влиять на его отношения с окружающими людьми. Этикет также регулирует манеры поведения. А знаете ли вы, что значит манеры поведения?

Ученик отвечает: Манеры – это способ держать себя, это внешняя форма поведения.

Учитель. А что относится к манерам?

Ученик. К манерам относятся: речь, жестикуляция, мимика, походка и т. д.

Учитель. Давайте охарактеризуем поведение одного из учеников. Он стоит у доски (описание) руки в кармане, стоит, переваливаясь с боку на бок, поворачивается развязно, оглядывается фамильярно, улыбается без причины и смотрит на всех надменно и т. д.

Найдите, ребята, все отрицательные штрихи в его поведении и расскажите, что можно сказать о его воспитании.

Учащиеся отвечают.

1. Когда отвечаешь у доски, нельзя держать руки в карманах.

2. Нельзя и переваливаться с боку на бок. У доски нужно стоять прямо.

3. У доски нельзя и поворачиваться, оглядываться по сторонам.

4. Глупо улыбаться без причины.

5. Когда ученик стоит у доски, он должен быть серьезным.

Учитель. Молодцы, ребята, вы справились с игрой, перечислили отрицательные качества у этого ученика. Теперь давайте подберем отрывки из стихотворений Р. Абакаровой из книги «В добрый путь», раскрывающие тему урока.

Ученица читает.

После матери учитель за тебя болел душой:

Научил тебя, что плохо, что же в жизни хорошо.

Говорю ему спасибо, для тебя он – солнца луч,

Что в твою пробился душу сквозь слои туманов, туч.

V. Игра «Заполни пустые клетки»

Учитель. Теперь, ребята, следующая игра «Заполни пустые клетки». Вы должны перечислить положительные качества человека, заканчивающиеся на – ть.

(Кроссворд или таблица висит на доске. ( или слайд на доске) Учащиеся перечисляют качества, а учитель заполняет пустые клетки).

Учитель. Молодцы, ребята, вы замечательно справились с этой игрой, хорошо знаете, какие должны быть положительные качества человека.

знаете, какие должны быть положительные качества человека.



С

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь

в

о

с

п

и

т

а

н

н

о

с

т

ь


ч

е

л

о

в

е

ч

н

о

с

т

ь


и

с

к

р

е

н

н

о

с

т

ь


в

е

ж

л

и

в

о

с

т

ь


ч

е

с

т

н

о

с

т

ь





VI. Тестирование



Учитель. (На каждого ученика дается отдельный лист).

1. Ваш знакомый едет в другой город, вы хотите передать с ним письмо другу. Нужно ли заклеивать конверт?

А) Да. Б) Нет.

2. Кто должен первым закончить разговор по телефону? А) тот, кто позвонил. Б) тот, кому позвонили.

3. Правда ли, что, если кто-то чихнет, нельзя говорить: «Будьте здоровы»?

А) Лучше обратить внимание и сказать: «Будьте здоровы».

Б) Нужно оставить это проявление физического состояния без внимания.

4. Вы часто встречаете человека, когда идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли здороваться?

А) Да Б) Нет

5. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть и вам она не нужна. Что вы скажете тому, кто ее подарил?

А) Мне не нравится этот подарок. Б) Спасибо.

Учитель. Сдавайте листочки.

VII. Подведение итогов урока

Учитель. В заключение урока предлагаю вашему вниманию несколько приемов самовоспитания:

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – «Мои манеры». В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях?

Кстати, отмечайте не только свои недостатки, но и, обязательно, хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда ложитесь спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом деле очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнений других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться, многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие. Помогает и самопознание, и наблюдение за поведением окружающих.

(Учащиеся записывают приемы самовоспитания в тетради).

Учитель. Спасибо большое за работу. Необычным приемом самовоспитания является учение по пословице «На ошибках учатся». Этот прием самовоспитания ярко выражен в притче.

У одного древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» – «У невоспитанных, – ответил он, – я избегал делать то, что делают они».

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения;

второе – тренировки упражнения в выработке правильного поведения; третье – формирование прочных и устойчивых привычек поведения.

Учитель. Итак, что мы узнали сегодня на этом уроке?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Чему мы научились?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Какими должны быть в жизни люди?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Да, ребята, нам нужно быть воспитанными, чтобы не выглядеть перед окружающими глупыми людьми.

Завершим наш урок следующими строчками из книги Р. Абакаровой

«В добрый путь».

К наказам мудрецов все взоры обратите.

И с лучших, не с плохих, во всем пример берите.



VIII. Домашнее задание. Описать случай из жизни «Мое первое знакомство с моим другом», написать сообщение о театре, о его значении.




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!