СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Океания" (7 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок раскрывает особенности природы и населения Океании. Дает полное представление о географическом положении, рельефе, органическом мире, политическом устройстве Океании.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Океания" (7 класс)»

Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.

География 7 класс


ТЕМА УРОКА: Океания.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Раскрыть особенности природы и населения Океании. Сформировать представление о географическом положении, рельефе, органическом мире, политическом устройстве Океании.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Конкретизировать и углубить знания о взаимодействии суши и океана, раскрыть особенности природы Океании, которая складывается под влиянием процессов, происходящих в самом большой океане планеты.

  2. Установить взаимосвязь между географическим положением, строением рельефа дна океана, строением и величиной островов, полезными ископаемыми, климатом, особенностями растительного и животного мира

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  1. Закреплять навыки учащихся по работе с источниками географической информации.

  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населением.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов.. ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Физическая карта мира.

  2. Атласы.

  3. Учебники.

  4. Конспекты.

  5. Презентация «Океания»

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1. Объяснение и беседа, рассказ учителя.

  2. Работа с различными источникам географической информации.

  3. Эвристическая беседа.

ПОВТОРЕНИЕ:

  1. География, 7класс. Тихий океан.

  2. География, 7 класс. Виды островов, архипелаги.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

Проверка готовности класса к уроку, выяснение отсутствующих на уроке и причин их отсутствия.

  1. ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ:

  1. Итоговая письменная проверка знаний по теме «Австралия»:

  • Выполнение теста по Австралии.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Вводное слово учителя: (Беседа с формированием понятия об Океании, как собой части света с использованием слайдов 2-3)

Помимо шести континентов в водах Мирового океана имеется множество островов. Природа их чрезвычайно разнообразна. Растительный и животный мир представлен уникальными видами, не встречающимися больше ни в одной части света. Природные комплексы Океании настолько непохожи на природу материков, что географы выделяют ее в особую часть света.

Что же такое Океания?

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. В Тихом океане находится свыше 25 000 островов, что значительно больше, чем во всех других океанах, вместе взятых.При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Площадь Океании составляет около 1,3 млн.км2.

  1. История исследований Океании (Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием слайдов 4-5):

  • Очень долго европейцы не знали ничего об Океании. Как вы считаете, после какого плавания Океания стала известна европейцам? (После плавания Ф. Магеллана).

  • Что вы знаете о плавании Фернана Магеллана? (Он первым совершил кругосветное плавание).

Фернан Магеллан открыл острова Полинезии. В 1521 году он посетил остров Гуам – один из Марианских островов, что положило начало колонизации Океании. Позже сведения об Океании были дополнены Д. Куком. Большой вклад в изучение населения Океании был внесен русским ученым Н. Н. Миклухо-Маклаем, прожившим 12 лет на северо-западной берегу острова Новая Гвинея. Находясь среди папуасов Новой Гвинеи, наиболее подробно изучил жизнь и быт этого народа. В своих исследованиях Миклухо-Маклай доказывал видовое единство и родство различных рас.

А в ХХ веке для подтверждения своей теории заселения Полинезии из Америки проплыл с экипажем на плоту «Кон-Тики» норвежский ученый Тур Хейердал от Перу до Полинезии.

  1. Типы островов Океании (Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием слайдов презентации 6-10 и физической карты мира).

Океания – это большое скопление островов.

  • Кто помнит, какими бывают острова по происхождению? (Материковые, вулканические и коралловые).

  • А как образовались материковые острова? (Материковые острова – это части суши, отделившиеся от континентов в результате движения земной коры. У большинства из них значительная площадь).

  • Какие материковые острова вы можете назвать в Океании? (Новая Гвинея и Новая Зеландия).

  • А как образуются вулканические острова? (Эти острова образовались в океане в результате вулканической деятельности. Потоки лавы и движение земной коры поднимают сам вулкан над поверхностью океана. При удачном стечении обстоятельств вулканический остров образует гору в центре, окруженную плодородной почвой вулканического происхождения).

Самые крупные вулканические острова – Гавайские острова.

В Тихом океане очень много коралловых островов. Из названия понятно, что такие названия получили острова, которые «выросли» из коралловых рифов. Выглядит это следующим образом. Сначала действующий подводный вулкан, совершив свое последнее извержение, поднимается над поверхностью воды и угасает. Его со всех сторон окружают коралловые рифы, которые корнями достигают океанического дна. Со временем вулкан оседает или разрушается, однако рифы остаются на месте, повторяя его очертания, продолжая расти. В конце концов, над поверхностью остается только «плашка» острова с неглубокой центральной лагуной, которая показывает жерло бывшего вулкана.

Центральная лагуна острова – это наиболее красивое место острова, которое заслужено является его достопримечательностью.

Такой тип островов является излюбленным местом отдыха для людей со всего мира, являясь визитной карточкой красивых тихоокеанских островов.

  1. Климат Океании Беседа с использованием слайдов презентации 11-12 и карты климатических поясов).

Открыли карту климатических поясов в атласах.

  • Посмотрите и скажите, в каких климатических поясах расположена Океания? (От северного субэкваториального до южного умеренного).

  • А какие, по вашему мнению, ветры будут играть большую роль в формировании климатов Океании? ( Пассаты).

Поэтому на большей части островов увлажнение будет достаточным, климат на большей части островов теплый и мягкий, суточные и сезонные колебания температур незначительны. Это также играет большую роль в развитии туризма.

Но, очень часты тайфуны и ураганы.

  1. Своеобразие органического мира Океании (Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием слайдов презентации 13-14 и карты природных зон).


Изолированность островов сильнее всего отразилась на их органическом мире, который очень своеобразен. Беднее всего жизнь на небольших коралловых островах с их слабо развитым почвенным покровом и недостатком пресной воды. Здесь произрастает мало видов растений, но зато животный мир коралловых атоллов очень разнообразен.

Своеобразен органический мир Австралии. Здесь растет сосна каури, обитают птица киви и трехглазая ящерица гаттерия. В XIX веке на островах еще встречалась птица моа ростом до 3 метров.

  1. Население и страны Океании (Самостоятельная работа учащихся с картой и использованием слайда 15-22, с сопровождением рассказа учителя):

Океания разделяется на три географические области, в основе деления лежат культурно-географические признаки: общность происхождения, язык, культура и обычаи народов, заселяющих каждую область. Работа по картам атласа, названные острова найти на карте.

Микронезия (острова - о. Гуам; архипелаги - Каролинские о-ва, Маршаловы о-ва, Марианские острова, о-ва Гилберта, о-ва Эллис)

Меланезия (острова - Новая Гвинея, Новая Каледония; архипелаги- Соломоновы о-ва, Новые Гебриды, о-ва Фиджи)

Полинезия (острова - о. Пасхи, о-ва Туамоту, о-ва Кука, о-ва Самоа, о-ва Тонга, Маркизские о-ва, о-ва Новая Зеландия, Гавайские о-ва.

  • Давайте попробуем найти эти страны. (Учащиеся показывают страны Океании на карте, наносят их на контурную карту и подписывают).

  • Как же были заселены острова Океании? (Согласно обще принятой гипотезе острова Океании были заселены из юго-Восточной Азии).

  • А есть ли другие версии? (Ученый, этнограф и археолог Тур Хейердал выдвинул гипотезу, что заселение островов Полинезии происходило из Южной Америки).

Гипотеза Хейердала дерзка, парадоксальна, но он остался ей верен, хотя и сейчас много людей, сомневающихся в ней. В любом случае древние жители Океании были отличными мореплавателями.

В настоящее время Океанию заселяют коренные жители, пришлое и смешанное население.. Новая Гвинея и прилегающие к ней острова заселены папуасами, относящимися к экваториальной расе. Коренное население Новой Зеландии – маори. Но большинство населения этой страны составляют потомки англичан, шотландцев и ирландцев.

Современные жители Океании занимаются земледелием и рыболовством, добывают руды цветных металлов, угорь, фосфориты.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

  1. Работа по вопросам:

  • Что такое Океания? На какие части и по каким признакам ее можно разделить?

  • Объясните связь географического положения, рельефа, размеров островов.

  • Почему органический мир Океании своеобразен? Каких эндемиков вы можете назвать?

  • С какой гипотезой заселения Океании вы согласны. Приведите доказательства.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. §27, устно ответить на вопросы в конце учебника

2) По желанию: презентация или реферат на одну из тем:

      • «Н. Н. Миклухо-Маклай среди папуасов»,

      • «Новая Зеландия – природа и люди».