СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Нормы питания".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать навыки составления рациона питания человека в соответствии с потребностями организма в питательных веществах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Нормы питания".»

Тема:  «Нормы питания» Практическая работа «Составление оптимального по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд».


Цели и задачи: Дать представление о  нормах питания, о зависимости вида труда и физической нагрузки  с нормами питания. 

Формировать навыки составления рациона питания человека в соответствии с потребностями организма в питательных веществах.

Балансировать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе.

Акцентировать внимание на рациональном питании с целью сохранения своего здоровья.

Воспитывать соблю­дение   санитарно-гигиенических норм и  пра­вил здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, тетради для практических работ.

Технологии: КСО (работа в группах), ИКТ, работа с текстом, работа с таблицами.

Компетенции: метопредметные, информативные, коммуникативные.

Методы: частично-поисковый, сравнительно-аналитический, творческий.

Формы работы: индивидуальная, групповая, общеклассная.


 

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. Проверить готовность к уроку. Отметить отсутствующих.

11 Изучение нового материала. ( 15 мин)

 

На доске: Тема урока: Нормы питания. Практическая работа «Составление оптимального по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд».

1.      Расход энергии

2.      Определение норм питания

3.      Практическая работа

 

На предыдущем уроке мы выяснили, что для поддержания жизнедеятельности живого организма нужно употреблять пищу, содержащую определенное количество веществ, которые в нашем организме преобразуются в энергию нужную для организма. Именно распад и окисление питательных веществ являются источником энергии в нашем организме.

Сегодня мы попробуем составить меню, для одного человека в зависимости от его потребностей в энергии. Но для начала давайте вспомним, что такое питание и нормы питания, давайте обратимся к словарю (слайд 2):
  • Питание — поступление в организм и усвоение им веществ, необходимых для роста, жизнедеятельности и воспроизводства. От качества и режима питания зависят его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни.
Обратить внимание учеников на влияние качества и режима питания на их здоровье.
  • Норма питания - определяющие величины потребления пищевых веществ, основываются на данных научных исследований обмена жиров, белков, углеводов, воды, минеральных веществ, витаминов у различных групп населения.
У нас есть суточная потребность организма в питательных веществах. Как вы думаете, от чего она зависит? (ответы учащихся)

Вывод: Суммарный расход энергии человека в сутки равен расходу энергии на основной обмен плюс энергия, истраченная в течение дня во время работы, занятий физкультурой и отдыха (слайд 3).


Ученик

Немецкий учёный Макс Рубенс установил важную закономерность. Белки, углеводы и жиры в энергетическом отношении взаимозаменяемы. Так, 1 г. углеводов или 1 г. белков при окислении дают 17,17 кДж, а 1 г. жира – 38, 97 кДж .  Значит, для того чтобы правильно составить рацион, надо знать сколько килоджоулей было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать энерготраты, т.е. надо знать энерготраты и энергоемкость пищи.

Сообщение о Максе Рубенсе. 

 

Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи. Растительный белок, например, не содержит некоторых аминокислот, которые необходимы человеку, или содержит их в недостаточном количестве. Поэтому, чтобы получить всё необходимое, надо употреблять значительно больше пищи, чем это требуется. В животной пище белки по аминокислотному составу соответствуют потребностям человеческого организма, но животные жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Они имеются в растительном масле. Значит необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе и учитывать их особенности в пищевых продуктах различного содержания.

Теперь давайте разберем понятие рациональное питание (слайд 4). На диаграмме представлено соотношение разных продуктов в дневном рационе (слайд 5). Пожалуйста, посмотрите у вас на столах лежат таблицы с калорийностью продуктов, учтите, что калории указаны на 100г продукта. Давайте попробуем ими пользоваться, рассчитаем калорийность бурерброда с сыром, для этого нам понадобятся: 25г белого хлеба – 58,5 кк, 5г сливочного масла – 39,1 кк, 10г сыра – 34кк, итого: 131,6 кк 1 бутерброда.

111. Закрепление. Практическая работа  «Составление оптимального по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд».

Цель (общая) – уметь составлять рацион питания

Мы поделились на группы, каждая группа получила лист с заданием. Пожалуйста, используйте таблицы на ваших листах, выполните задания, которые вам даны в задании ГИА. Удачи! Приложение. Cуточная потребность человека в белках, жирах и углеводах

Какова же приблизительная суточная потребность взрослого человека, занимающегося легким физическим трудом, в энергетической ценности пищи, в белках, жирах и углеводах? Пищевой рацион должен содержать 80—90 г белков, 100— 105 г жиров, 360—400 г углеводов, энергетическая ценность его должна составлять 2750—2800 ккал.

Оптимальным в рационе практически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1,2:4. Это соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения как пластических, так и энергетических потребностей организма человека. Белки в большинстве случаев должны составлять 12 %, жиры — 30-35 % общей калорийности рациона. Лишь в случае значительного повышения доли физического труда и увеличения в связи с этим потребности в энергии содержание белков в рационе может быть снижено до 11 % его общей калорийности (за счет увеличения доли жиров и углеводов как поставщиков калорий).

Физическая деятельность оказывает существенное влияние на расход энергии в организме человека. Чем больше физическая активность, тем больше энергии тратит организм человека. Если масса тела человека больше стандартной, то энерготраты при указанных видах деятельности пропорционально увеличиваются, если меньше — снижаются. Суточные энерготраты человека зависят от возраста, пола, массы тела, характера трудовой деятельности, климатических условий и индивидуальных особенностей протекания реакций обмена веществ в организме.


Режим питания - вспомнить

  Режим питания детей младшего школьного возраста и подростков устанавливается в зависимости от распорядка школьных занятий (первая или вторая смена), но в обоих случаях рекомендуется четырехразовый прием пищи (изменяется лишь завтрак или полдник). При занятии школьника в первой смене целесообразен следующий режим питания: первый завтрак 20—25% суточной калорийности, второй завтрак — 15— 20%, обед—35%, ужин— 20—25%. При занятиях во вторую смену завтрак — 20—25%, обед — 35%, полдник— 10—20%, ужин — 20—25% суточной калорийности.

Для взрослых также наилучшим в физиологическом отношении является четырех-разовый прием пищи. Варианты распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи зависят от характера трудовой деятельности, а также от того, в какую часть суток человек работает. Если работа протекает в первую половину дня, то калорийность рациона распределяется следующим образом: первый завтрак — 20%, второй завтрак — 10—15%, обед — 40—45%, ужин — 20%. При работе во второй половине дня суточный рацион строится с учетом введения полдника с горячим напитком (чай, кофе, какао) на рабочем месте. Для лиц, работающих в ночную смену, предусматривается прием пищи в течение этого времени, так как это улучшает самочувствие работающих, повышает их работоспособность. Однако калорийность ночного приема пищи должна составлять не менее 25% общей калорийности рациона. При этом обязательны горячие напитки: лучше кофе или какао, менее желателен чай.

Состав пищевых продуктов и их калорийность


Название продукта

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность на 100г. продукта, ккал.

в процентах

Гречневая крупа

12,5

2,5

67,4

351,5

Манная крупа

11,2

0,8

73,3

354,6

Рис

7,

1,0

75,8

352,0

Макароны

11,0

0,9

74,2

358,4

Фасоль

23,2

2,1

53,8

355,7

Хлеб ржаной

6,9

0,9

42,9

222,6

Хлеб пшеничный

8,1

0,9

47,0

234,6

Картофель

2,0

-

20,0

90,2

Морковь

1,3

-

8,7

41,0

Свекла

1,5

-

10,4

48,6

Капуста свежая

1,8

-

5,3

29,1

Капуста квашеная

1,0

-

2,1

12,6

Лук зеленый

1,3

-

4,4

23,3

Арбузы

0,6

-

9,0

39,37

Дыни

0,7

-

11,3

49,8

Огурцы свежие

1,0

-

2,4

13,8

Огурцы соленые

0,5

-

1,2

6,92

Помидоры

1,0

-

3,8

19,5

Апельсины

0,9

-

9,1

41,05

Виноград

0,7

-

16,2

69,4

Лимоны

0,6

-

10,3

44,6

Мандарины

0,9

-

10,0

44,6

Яблоки

0,5

-

11,2

47,9

Сахар-рафинад

-

-

99,9

41,7

Шоколад

6,3

37,2

53,2

59,7

Какао

23,6

20,2

40,2

450,3

Масло подсолнечное

-

99,8

-

930,3

Масло сливочное

0,5

83,5

0,5

782,3

Кефир

3,5

3,5

4,3

64,4

Сметана

3,0

30,0

2,5

302,1

Творожная масса

12,5

16,0

15,0

262,05

Творог жирный

15,0

18,0

1,0

233,4

Мороженое сливочное

4,0

10,0

17,0

179,4

Сыр

22,5

25,0

3,5

339,8

Мясо говяжье

20,0

10,7

-

181,8

Мясо баранье

19,0

5,9

-

132,9

Мясо, свинина нежирная

23,5

10,0

-

189,7

Гусь

16,5

29,0

-

338,1

Курица

20,0

5,0

-

128,6

Колбаса любительская

13,7

27,9

-

316,2

Сосиски

12,4

19,4

0,4

233,4

Яйца

12,5

12,0

0,5

165,1

Сало

2,0

91,0

-

856,3

Лещ

16,8

7,6

1,0

139,8

Судак

19,0

0,8

1,3

85,4

Треска

17,6

0,4

1,2

75,8

Икра красная

31,6

13,8

7,7

258,4

Сельдь

19,7

24,5

12,4

308,8

Икра баклажанная

1,7

13,0

7,5

158,9

Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков


Возраст, лет

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Всего из расчета на в кК среднюю массу тела

3-4

50-60

60-70

150-200

1603 – 1804

5-7

65-70

75-80

250-300

1804 – 2305

8-11

75-95

80-95

350-400

2355 – 2906

12-14

90-110

90-110

400-500

2806 –3307

15-16

100-120

90-110

450-500

3207 - 3508