СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "НОВЫЙ УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК». АЛФАВИТ 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с новым учебником русского языка, с интригой и героями учебника, закрепления навыков письма заглавных и строчных букв, близких по написанию; способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, его истории.

 

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; 

метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; формулируют собственное мнение; 

личностные УУД: проявляют положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка.

Образовательные ресурсы: выставка книг; рисунки – изображения главных персонажей учебника; аудиозапись песни Р. Паулса  на стихи И. Резника «Алфавит».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "НОВЫЙ УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК». АЛФАВИТ 1 класс»

Конспекты уроков Богатовой Л.В 1 класс

13



НОВЫЙ УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК». АЛФАВИТ


Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с новым учебником русского языка, с интригой и героями учебника, закрепления навыков письма заглавных и строчных букв, близких по написанию; способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, его истории.


Планируемые результаты образования:

предметные: научатся пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; 

метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; формулируют собственное мнение; 

личностные УУД: проявляют положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка.

Образовательные ресурсы: выставка книг; рисунки – изображения главных персонажей учебника; аудиозапись песни Р. Паулса  на стихи И. Резника «Алфавит».


Сценарий урока

I. Организационный момент.

Постановка целей урока.

− Прочитайте (запись на доске):

Азбука – к мудрости ступенька.

– Почему так говорят?

– Чему вы научились по «Азбуке»?

– Сегодня вы начинаете путешествовать по миру родного языка.


II. Знакомство с предметом «русский язык» и учебником.

1. Беседа «Учебник – кладезь знаний».

Учитель в доступной форме рассказывает, что является предметом изучения русского языка, знакомит с оглавлением учебника, предлагает учащимся рассмотреть учебник в течение 2–3 минут самостоятельно, обращает внимание на фамилию автора, а также на то, как в учебнике показаны новая тема, правило, слова, которые надо запомнить.

– Как вы думаете, чему научит вас этот учебник? (Научит правильно говорить и писать; сделает нас грамотными.)

– Что такое язык и речь?

– Как устроено предложение?

– Как правильно пишутся слова?

– Почему тетрадь называется тетрадью?

– На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы в учебнике «Русский язык».

2. Повторение правил обращения с книгой.

– Вспомните правила обращения с книгой.


Правила обращения с книгой

• Брать книгу только чистыми руками.

• Книга любит одежду – обложку и закладку.

• Переворачивать странички за верхний правый угол.

• Не делать в книге пометок, не загибать страниц.

• Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».

– Почему надо беречь книги? (Ответы учащихся.)

– На уроках обучения грамоте вы научились читать и писать. И теперь можете смело отправляться в путешествие, чтобы открыть для себя увлекательный мир русского языка. А эта книга станет вашим верным и надежным помощником.


III. Чистописание.

Чтоб был здоровым каждый пальчик наш,

Всем пальчикам мы сделаем массаж.

Мизинец посильнее разотрем…

Массировать теперь мы безымянный перейдем…

Погладим, посжимаем средний, указательный, большой…

Ведь ритм письма довольно не простой.

Чтоб пальчики работали старательно,

Мы отдыхать даем им обязательно.

Учащиеся, начиная с мизинца левой руки, массируют пальчики от подушечки к основанию. Закончив массаж левой руки, приступают к пальчикам правой.

На доске запись букв: п т о а и й ш г.

– Какой элемент повторяется в буквах этой группы? Подчеркните его. Какая буква здесь «лишняя»? Почему?

Прописывание строчных букв п // т // г // и // й //.


IV. Введение в тему.

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями.

– Познакомьтесь, это Маша и Миша – брат и сестра. Однажды рано утром, когда дети еще спали, в окно дома кто-то тихонько постучал.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 5).

– Кто это? Прочитайте. (Говорящий Ворон.)

– Прочитайте обращение Ворона к Маше и Мише. («Ночью напали на Лесную Библиотеку. Быстрее на помощь!») Маша и Миша тут же бросились на помощь. А вы, ребята, согласны последовать за ними и помочь обитателям Волшебного Леса?

Говорящий Ворон

Будет нас сопровождать

По лесам дремучим,

По рекам кипучим,

По местам интересным,

По дорогам заповедным

К тайнам великого могучего

Русского языка.

– Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный Лес.)

– Что там случилось? Прочитайте. (Чтение III абзаца, с. 5.)

– Что бы это значило? Как вы думаете? (Предположения учащихся.)

– Волшебница Анишит Йокоповна (показ иллюстрации) заколдовала всех зверей и птиц и запретила им разговаривать.

Девизом нашей работы будут слова из песни:

Мы должны помочь в дороге

Всем, кто ждет подмоги.

У заколдованных животных дальняя родственница – Летучая Мышь. Она очень образованная и обещала нам помогать.


 Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире,

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».


• Рабочая тетрадь «Азбука вежливости» № 1 (с. 48).

− Анишит Йокоповна уверена, что в мире не осталось вежливых детей. Маша и Миша решили убедить ее в обратном, 
но только расстроили Анишит Йокоповну. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте текст.

− Как поздоровалась Маша?

– Что девочка сделала неправильно? (Маша не встала со скамейки в присутствии подошедшей Анишит Йокоповны. Она продолжила чтение книги, этим она показала пренебрежение к тому, кто к ней подошел.)

− А Миша? (Миша невежливо ответил: «Коли не шутишь». Качал ногой.)

Вежливые  люди  всегда  при  встрече  желают  друг  другу  самого главного − здоровья. Они говорят «Здравствуйте!», что значит: «Желаю вам здоровья».

− Почему в данной ситуации с Машей и Мишей этого оказалось недостаточно? (При встрече с взрослым человеком надо встать, проявить почтение и уважение.)

− Как бы поздоровались вы? (Ответы учащихся.)

− Маша и Миша поняли свою ошибку. Прочитайте, как они ответили на приветствие (с. 49).

• Работа в группах.

− Покажите, как встречаются и что говорят при встрече герои сказок. На ваших столах лежат наборы масок к сказкам. Разберите маски, догадайтесь, какая сказка досталась вашей команде. Подумайте и покажите, как встречаются герои вашей сказки*.

После обсуждения учащиеся выходят к доске и показывают, как здороваются их персонажи.

− Мы научились здороваться. Продолжим наш урок.




V. Изучение нового материала.

Личностные УУД: смыслообразование – организация участия учащихся в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос, направленной на воспитание любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); восстановление нарушенного порядка в интеллектуальных задачах с целью решения учебно-познавательной проблемы.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 6).

– Кто это? (Асырк и Торк.)

– Прочитайте их имена справа налево. Какие слова получились? (Крыса, крот.)

– Какие требования они предъявляют? (Предъявить пропуск – знание алфавита.)

– Асырк и Торк не знают, что вы день за днем, шаг за шагом узнавали тайны профессора Алфавита, учились читать и писать. Посмотрите на алфавитный столбик (с. 6).

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

– Сколько всего букв?

– Сколько букв обозначают гласные звуки? Назовите их.

– Сколько букв обозначают согласные звуки? Назовите их.

– Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

Учитель показывает на плакат «Алфавит».

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья.

Пять сестренок опоздали –

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали                

В азбучном порядке.               

 Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком.

– Какие буквы опоздали? Найдите их место. (Ё, Й, Ъ, Ы, Ь.)


 Музыкальная пауза.Исполняют песню Р. Паулса на стихи И. Резника «Алфавит».

         Алфавит пройдем мы вместе.

         Будем петь его как песню.

         Весело споем его мы!

        Громче грома, громче грома.

         День сегодня музыкальный.

        Есть у нас талант вокальный.

        Жить без знаний скучно было.

          Знанья – это наша сила.

         И тому пути открыты,

         Кто подружит с алфавитом.

         Лошадь, лама, ландыш, ложка,

        Мел, метель, метро, матрешка,

         Небо, невод, нить, невеста,

         Овод, облако, оркестр.

         Попугай поет по нотам.

         Рой пчелиный строит соты.

         Стрекоза в саду стрекочет!

         Такса лапками топочет.

         Утка слушает пластинку.

         Фанту пробует фламинго!

         Хор не плох. Есть слух у хора,

         Царь зверей – его опора!

         Чтим его – рычит он чисто!

        Шесть заменит он солистов!

        Щедрый мир нам дарят песни.

         Этот день собрал нас вместе.

        Юмористов, оптимистов,

         Ясли-садовских артистов.


• Игры с Алфавитом.

а) «Что пропало?»

АБДЕК (В, Г, Ё, Ж, З, И, Й),

ЛМНСЦ (О, П, Р, Т, У, Ф, Х),

ЧШЩ (все на месте),

ЫЭЯ (Ь, Ю).

– Придумайте аналогичное задание для своего соседа по парте. Поиграйте вместе с ним.


• Работа в парах.

б) Составление загадок про буквы.

– Послушайте загадку-образец:

Эта буква обозначает согласный, глухой, всегда твердый звук. У нее два «соседа» по алфавиту, которые обозначают согласные глухие звуки. Что это за буква?

Проверьте свой ответ, она 24-я по счету в алфавите.

Ученики составляют аналогичные загадки.

в) «Расколдуйте» слово.

– Буквы обозначены числами по их месту в алфавите.

1) 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20. (Алфавит.)

2) 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1. (Грамота.)

3) 12, 15, 10, 4, 1. (Книга.)

4) 19, 12, 1, 9, 12, 1. (Сказка.)

5) 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30. (Букварь.)

г) Помните стихотворение С. Маршака «Багаж»? Что дама сдавала в багаж? (Дети называют, а учитель показывает предметные картинки – диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка, собачонка.)

– Разложите карточки по алфавиту. (Диван, картина, картонка, корзина, собачонка, саквояж, чемодан.)


• Работа в тетради (с. 3).

 Пальчиковая гимнастика

Стоит в поле теремок

(ладонями изобразить домик),

На дверях висит замок

(пальцы переплетаются, и ладони соединяются).

Как бы нам замок открыть?

(Пальцы выпрямляются, ладони соединены.)

В теремок зверей пустить?

(Пальцы сгибаются, ладони соединены.)

Слева – зайка, справа – мишка,

Отодвиньте-ка задвижку!

(Дети сцепляют руки кончиками пальцев и тянут

их в разные стороны.)

Слева – ежик, справа – волк,

Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ежик, волк

Открывают теремок!

(Пальцы разъединяются, дети показывают домик,

как вначале.)


• Самостоятельная работа (задание 1), фронтальная проверка.


• Выставка книг.

– Вот какие книги можно прочитать про алфавит, буквы:

В. Я. Данько «Загадочные буквы».

А. А. Шибаев «Что придумали буквы».

С. В. Михалков «Азбука».

С. Я. Маршак «Весёлое путешествие от А до Я».

Г. Соколов «Про букву А».

Я. А. Козловский «Про букву Ф и букву П».

Б. В. Заходер «Песенка-азбука».


• Работа в тетради.

Задания 2, 3 (комментированное письмо).

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

А ну-ка, буквы, по местам,

Я наведу порядок сам!

• Рубрика «Хочу все знать».

Заранее подготовленные учащиеся, которые интересуются русским языком, делают сообщения по теме: «История происхождения алфавита».

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ АЛФАВИТА

1-й ученик. Как на Земле появился первый алфавит?

В Древнем Шумере появилась письменность. Это была слоговая письменность, в которой слова состояли пока еще не из букв, а из слогов. Таким письмом пользовались не только шумеры, но и жители острова Крит, острова Пасхи, древние египтяне, персы, вавилоняне, икарийцы, греки и финикийцы.

По сравнению с рисуночным письмом это было удобнее. Писать стало легче, но только до тех пор, пока количество слов не возросло в сотни раз и уже невозможно было запомнить все слоги, обозначающие различные слова.

2-й ученик. И вот люди задумались, а нельзя ли разделить слово на части, более мелкие, чем слоги? Разделить слово на буквы! Так, чтобы каждая буква обозначала каждый гласный и согласный звук!

У ученых нет единой точки зрения на происхождение первого алфавита, но, скорее всего, эта гениальная мысль появилась не в результате внезапного озарения одного человека, а пришла к людям постепенно, как и все изменения в языке.

Возможно, сначала у некоторых народов появились буквы, обозначающие согласные звуки, но несущие в себе еще и какой-нибудь гласный звук. Таких слоговых согласных, к примеру, в финикийском языке было 22. Финикийцам их было достаточно, потому что в этом языке, так же как и в других семитских языках, основную понятийную нагрузку несли именно согласные звуки.

3-й ученик. Грекам такого письма оказалось недостаточно. В их языке гласные звуки играли важную роль, и греки, взяв за основу финикийскую слоговую письменность, усовершенствовали ее. Они разложили слоговую письменность финикийцев отдельно на гласные и согласные буквы!

Так слоговые знаки превратились в буквы, которые передавали не комплекс звуков, а отдельные звуки человеческой речи.

Так появился первый алфавит!

4-й ученик. Слово «алфавит» происходит от названия первых двух греческих букв – альфа и бета.

Сейчас существуют десятки алфавитов, но все они восходят к первому алфавиту, рожденному на берегах Средиземного моря более чем три тысячи лет назад.

5-й ученик. Алфавит – это:

1. Совокупность букв или других знаков данной системы письма.

2. Порядок букв, принятый в азбуке.

3. Указатель,  перечень  чего-нибудь.  По  порядку  букв,  принятому 
в азбуке.

VI. Итог урока.

– Наши знания алфавита помогли нам в пути. Маша и Миша тоже почти освоили алфавит с нашей помощью. Так что же такое алфавит?

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит И называется … (алфавит).

– Как образовалось слово «алфавит»?

– Назовите буквы в алфавитном порядке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!