Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обобщение знаний по теме "Природные зоны России"»
Урок-обобщение знаний по теме «Природные зоны России».
Тип урока: урок-обобщение знаний.
Цель:
закрепления и систематизации знаний учащихся о природных зонах России;
Оборудование урока:
учебник География: География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром; под ред. В.П.Дронова-2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.- 271, (1) с.: ил., карт.
Настенная карта природных зон России, физическая карта России.
Атласы.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Процессуально-содержательный этап.
Задание №1. Рассмотрите понятия «природная зона» и «природно-территориальный комплекс (ПТК)»: раскройте их содержание и назовите различия.
Ожидаемый ответ.
ПТК –это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенно территории. Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира. Главная причина формирования природных зон – неравномерное распределение солнечного тепла и света. Природная зона – это зональный ПТК.
Задание №2. Раскройте содержание понятий «природная зона» и «природно-территориальный комплекс». Какое из них является обобщающим. Объясните свой выбор.
Ожидаемый ответ.
У этих понятий разный объем: ПТК – более объемное понятие. Оно вмещает в себя понятие природная зона. Природная зона – это ПТК регионального уровня.
Задание №3. Постройте цепочку обобщения понятий в иерархии природных комплексов. Дополните схему, подобрав соответствующие понятия.
Планируемый результат – формирование умения обобщать.
Отношения между понятиями ПК
Сосновый бор
Природная зона
Географическая оболочка
Объясните, что свой ответ.
Ожидаемый ответ.
В иерархии природных комплексов различают три главных уровня: локальный, региональный, глобальный.
Формирование природных комплексов локального уровня связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия (например с отдельными элементами рельефа). К этому уровню относится фация, элементарная неделимая географическая единица, то есть однородный комплекс. Региональные природные комплексы формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия: тектонических движений, солнечной радиации...Для этого уровня характерны природные зоны, области.
Глобальный уровень - это географическая оболочка, которая охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, биосферу. Обобщающим понятием для всех уровней является природный комплекс.
Тундра и лесотундра
Задание №4. Дополните цепочку ограничения понятий.
Планируемый результат – формирование умения
обобщать и ограничивать понятия.
Смешанные леса
Природная зональность
Лесостепи и степи
Альпийский пояс
Задание №5. Изучая природные зоны России, вы расширили свои знания о географическом понятии «природная зона». Назовите, что такое «природная зона». Запишите это определение в виде схемы.
Планируемый результат – формирование умения составлять определения понятий. Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов.
Определение понятия «природная зона»
Существенные общие черты
…
…
…
…
Что такое
…..
Понятие
Природная зона
Объясните, что свой ответ.
Ожидаемый ответ.
Почти все зоны нашей страны тянутся на тысячи километров с запада на восток, и тем не менее они на всем своем протяжении сохраняют существенные общие черты, обусловленные господствующими климатическими условиями, степенью увлажнения, типами почв, характером растительного покрова. Сходство прослеживается также в поверхностных водах и современных рельефообразующих процессах.
Оценочно-рефлексивный этап урока. Подведение итогов деятельности, выставление оценок.