2. Сообщение темы и цели урока (игровая ситуация) | Отгадывание загадок – Королевич из садов Всех порадовать готов. Есть с румяненьким бочком И с весёлым червячком. Кругленькое с ямочкой Наливное... (Яблочко) – Может и разбиться, Может и свариться, Если хочешь в птицу Может превратиться. (Яйцо) –Потеряла пол - хвоста! Только это - не беда! У неё же снова Отрастает новый! С кем же так бывает? Кто отгадку знает? (Ящерица) Плывёт белый гусь — Брюхо деревянное, Крыло полотняное. (Яхта) На доске появляются слайды с изображением предметов-отгадок)) Молодцы! Скажите мне пожалуйста с какой буквы начинаются эти слова? - Ребята, а какая это буква? -Ребята, вы догадались, с какой буквой мы продолжим знакомиться на уроке? - А какие цели и задачи нашего урока? Ребята, но эта буква очень хитрая. Как вы думаете почему она хитрая? Сколько звуков она обозначает? Она обозначает два звука Й и А когда стоит в начале слова и после гласной буквы. И обозначает один звук А после согласной буквы, например слово ЗЕМЛЯ. Давайте вспомним еще хитрые буквы, которые дают два звука. -Давайте вспомним, когда они дают нам два звука? Ребята, давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать при письме. -В первую очередь, это посадка. Кто мне может сказать, как нужно сидеть? Где должны стоять ноги? Как должен стоять стул? Где у нас лежат локти? -Как лежит тетрадь на парте? -Как нужно правильно держать ручку? Покажите мне. -Правила мы вспомнили, теперь можем приступать к работе. | Слова начинаются с буквы Я. -Гласная. -Продолжим знакомимся с буквой я. - Научиться писать строчную букву я и соединять ее с другими буквами. Е, ё, ю. - Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова и после гласной буквы. - При письме мы сидим прямо, ноги ровно стоят на полу, стул пододвигаем ближе к парте, чтобы не сутулиться во время работы, локти лежат на парте. -Тетрадь у нас лежит под наклоном, уголок направлен на себя. -Ручку держим средним и большим пальцами, указательным придерживаем сверху. Показ детьми. |
III. Основной этап урока. 1. Работа над написанием строчной буквы «я». | Ребята, откройте свои прописи и на стр…., в левом верхнем угле изображены печатная и письменная буква я. Сравните: Из скольких элементов состоит печатная буква я? Каких? Назовите их. - Из скольких элементов состоит строчная буква «я»? Назовите их. - А в каких буквах встречаются эти элементы? - Молодцы - В ваших тетрадях на первой верхней большой строчке даны элементы данной буквы. Обведите их по вспомогательным линиям. - Молодцы. | Печатная буква состоит из 3 элементов. Прямой, наклонной прямой и полуовала. (предполагаемые ответы) - Строчная буква «я» состоит из 2-х элементов.: Из наклонной с закруглением внизу влево с овалом и наклонной линии с закруглением внизу вправо - и, л, м, н. |
| - Вы увидели как писать элементы буквы «я». - А теперь посмотрите на доску, я буду показывать, как правильно соединять элементы, чтобы получилась строчная буква «я» -Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овал, возвращаемся по написанному до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим линию с закруглением внизу. Теперь возьмите ручки и давайте попробуем написать строчную букву «я» в воздухе. Обязательно поставьте руку на локоток, что бы рука могла, на что-то упираться. А теперь давайте напишем букву «Я» в строчке в ваших прописях, а затем продолжим писать её до конца строчки. Поменяйтесь с соседом по парте своими прописями и найдите самую красивую букву «я». Молодцы! | Учащиеся внимательно смотрят и слушают учителя. Учащиеся пишут в воздухе |
Работа со словами в прописи Работа с предложениями | Ребята посмотрите на слово «яма» и на схему к нему. Правильно ли составлена схема к данному слову? - Какое соединение у букв Я и М? (нижнее) -Правильно. Обведите слово «яма» и рядом запишите 2 раза. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и подчеркните красиво написанное слово. - На следующей строчке написано слово «яблоки». Подходит ли к нему схема? Какое соединение у букв Я и Б? - Допишите слово до конца строки. Прочитайте предложение и посмотрите на схему. Подумайте, какое слово подходит по смыслу. Почему? Подходит ли оно к схеме? Перепишите предложение. Вставьте вместо схемы слово. Прочитать предложение полностью. Физминутка для глаз и рук: Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее) И вдруг проснулся, (Поморгат ь глазами) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево) | Схема составлена правильно, потому буква я обозначает два звука [й]-согласный, мягкий, звонкий; и [а]- гласный ударный; буква [м]-согласный, твердый, звонкий звук; [а]- гласный, безударный. Нижнее соединение. Подходит, потому что буква я обозначает два звука [й]-согласный, мягкий, звонкий; и [а]- гласный, ударный; [б]-согласный, твёрдый звонкий звук; [л]-согласный, твёрдый звонкий; [о]-гласный, безударный; [н]-согласный, мягкий, звонкий; [и]гласный, безударный. Подходит, потому что буква я обозначает два звука [й]-согласный, мягкий, звонкий; и [а]- гласный, ударный; [б]-согласный, твёрдый звонкий звук; [л]-согласный, твёрдый звонкий; [о]-гласный, безударный; [н]-согласный, мягкий, звонкий; [и]гласный, безударный. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | - Чему мы научились сегодня на уроке? - Мы учились писать строчную букву «я». Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми. – Какое задание показалось наиболее интересным? – А какое задание заставило задуматься? – Кто доволен сегодня своей работой, поднимите правую руку? (опустите) - Кто не доволен своей работой на уроке, поднимите левую руку и объясните почему? | Ответы детей |