Тема урока: Погода и климат
Цель урока:
- познакомить с погодой, как состоянием атмосферы в определенное время в определенном месте; ввести понятие климат
- научить описывать погоду с использованием терминов температура воздуха, сила ветра, облачность, осадки; прогнозировать погоду, учитывая климат данной местности; объяснять значение прогноза погоды в данной местности.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования умений работать с информацией : осознанное чтение, умение ориентироваться в тексте;
- Способствовать расширению кругозора обучающихся в окружающем мире.
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности учащихся через организацию исследовательской деятельности
Способствовать развитию связной речи, мышления, воображения учащихся.
Воспитательные:
-способствовать формированию желания узнавать сведения об окружающем мире.
Оборудование:
учебники, рабочие тетради с календарем наблюдений, кроссворд (ключевое слово погода), карточки с текстом-описанием погоды для каждого ученика (по 4 временам года), маршрутные листы для каждой группы, карточки с изображением детей, одетых по временам года, карточки для проведения рефлексии, карточки с условными обозначениями температуры, силы ветра, облачности, осадков.
УУД:
Познавательные
Формирование умения ориентироваться в тексте, умение читать и анализировать данные в таблицах, в результате совместной работы;
Коммуникативные
-учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера и исполнителя);
-формировать умение строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;
Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать и удерживать учебную задачу.
Личностные:
Формирование самооценки, умение ставить цели.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Дети: Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы трудиться,
Чтобы знаньями гордиться.
2. Сообщение темы урока, цели, задач урока.
Урок окружающего мира
Определить тему урока поможет кроссворд. Слайд 1
Задание: Узнай и назови атмосферные явления
1. Все его зимой боятся – больно может он кусаться.
Прячьте уши, прячьте нос, ведь на улице (мороз)
2. Бел, да не сахар. Ног нет, а идет (снег)
3. Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
4. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.
И никуда я не пойду, покуда он идет. (дождь)
5. Белый дед у ворот всем глаза заволок (туман)
- Назови тему урока (погода) [карточка Погода]
- Используя атмосферные явления можно описать погоду.
- Расскажи о погоде сегодня (ответ ученика по календарю)
-Что сегодня о погоде вы хотите узнать?
(что такое погода, научиться описывать погоду, узнать, как она может меняться)
- Зачем нам нужны эти знания?
3. Актуализация опорных знаний учащихся, знакомство с новым материалом
- Применяем наши знаний
Работаем в группах
-Назови правила работы в группе. (Внимательно слушать задание, работать дружно, тихо, не мешать друг другу) карточка
Задание: прочитать текст (для каждой группы свой текст, у каждого ученика карточка с содержанием текста).
Погода дождливая. Несколько дней лил дождь, и стучал в окно холодный ветер. Воздух прогрелся только до 10º тепла. Медленно кружились в воздухе разноцветные листья. |
Погода морозная, сухая, изумительно солнечная. Средняя температура составляет -24 °. Снега выпадает немного, но вполне достаточно для лыжных походов и горнолыжного катания. |
Погода прохладная, пасмурная. Дует холодный порывистый ветер. Температура воздуха не выше + 5º, но снег чернеет и тает, и на пригорках появились первые проталины. |
Днем и ночью очень тепло - средняя температура +22 °. Жаркий воздух, прогретый ярким солнцем, не колышется. У школьников начались самые длинные каникулы. |
По данному тексту определить погоду: выбрать карточки с ответом о температуре, осадках, силе ветра, облачности и разместить в таблицеа.писать погоду. .
( на доске таблица)
Таблица
- Проверяем работу групп. Прочитать свой текст и показать в таблице записи к тексту
(по 1 ученику от группы читают текст и показывают в таблице названное атмосферное явление).
- Сравните погоду по строчкам. Чем отличается? (разная температура, сила ветра, тепло, холодно)
- Почему изменилась погода? (разное время года)
Карточки ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ
-Предположите, какое время года описано в текстах групп. (дети выдвигают предположения о временах года в опоре на показания температуры, осадков, силе ветра)
- Вы отметили погоду в нашей местности. [Карточка Амурск]
- Изменение погоды в течение года в определенной местности называют Климатом.
[Карточка Климат]
-Достаточно холодная зима, очень теплое лето – характерны для нашей местности.
Вывод: Чему научились, выполняя 1 задание? (работать вместе, искать правильные ответы, записывать погоду, сравнивать погоду)
5. Динамическая пауза. (ветер дует сильный, сильный)
6. Осмысление нового материала
Продолжаем работу. Учебник стр 74.
Задание: Прочитать текст над таблицей.
- Кто её составил? (Миша и Лена)
-Где они живут? (в Москве)
- Рассмотрите таблицу. Что в ней описано? Выбери правильный ответ.
Слайд 3 читаем вместе
- погода
- изменение погоды
- изменение погоды в течение года
- изменение погоды в течение года в определенном месте
Проверка.
- Кто согласен с 1 высказыванием, со 2, с 3, с 4.
- Проверим (на слайде высвечивается 4 высказывания). Дети объясняют свой ответ.
Изменение погоды – покажи
В течение года – покажи
В определенном месте
-Как догадались, что описано определенное место (в учебнике над таблицей в тексте сказано: «Какая погода чаще всего бывает в их местности», а живут они в Москве).
[Карточка Москва]
Вывод: Чему научила эта работа? (работать с информацией, выбирать нужную
информацию, быть внимательным)
7. Обобщение и систематизация знаний
-Сравни результаты в таблицах на доске и в учебнике.
- Чем отличаются? (температурой: зимой у нас -22, а в Москве – 14; летом у нас + 25, а в учебнике +19)
Вывод: времена года одинаковые, а погода разная. Почему? (разное место, разные города)
- В каждом месте Земли свой климат.
- Предположите, во всех ли точках земного шара одинаковая погода? (ответы детей) Мнения разделились – это проблема.
- Как быть? (спросить у взрослых, посмотреть в книге)
- Ищем доказательства правильности предположений.
Слайд 4. Рассмотрите карту тепловых поясов. Назовите тепловые пояса и расскажите, что о них знаете.
Карта тепловых поясов поможет в нашем путешествии.
8. Рефлексия.
Начинаем путешествие. Капитаны получите маршрутные листы. Работаем в группах (Повторяем правила работы)
Рассмотрите маршрутные листы, обратите внимание – точками обозначен маршрут путешествия. Прочитай, где побываем сегодня? Ваша задача – правильно проложить маршрут, выбрать и приклеить фигурку человечка, одетого по погоде. Будьте внимательны.
Узнай место отправления по стихотворению:
Ты мой город дорогой,
Я горжусь сейчас тобой,
Люблю тебя, твои проспекты,
Люблю Амура сини ленты,
На Слайд 4 появляется точка. Посмотрите, где располагается Амурск
-Сей час выйдем на улицу, что оденем? Выбери и приклей подходящую картинку
-Отправляемся дальше.
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
-Посмотрите, где живет белый медведь? (Сев полюс)
-(Появляется вторая точка). Дети на маршрутном листе отмечают точку, соединяют по линейке и приклеивают человечка.
енгуруите, где живет белый медведьи соединяют под линейку.
- Отправляемся дальше
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями —
Листьями деревьев.
(Жираф)
Посмотрите, где живет жираф? (экватор)
-(Появляется третья точка). Проводится аналогичная работа.
-Отправляемся дальше
енгуруите, где живет белый медведьи соединяют под линейку.
Сумку носит впереди,
Хвост длиннющий позади.
Ловко скачет по двору
Длинноногий…(кенгуру).
-Посмотрите, где живет кенгуру? (Ниже экватора)
(Появляется четвертая точка). Проводится аналогичная работа.
-Возвращаемся домой. Проведи в маршрутном листе направление, соедини точки.
енгуруите, где живет белый медведьи соединяют под линейку.
Итог: Выставляем на доску маршрутные листы. Подводим итог.
- Почему человечки одеты по-разному? (Ответы по группам на каждой остановке – 4 остановки – 4 группы)
Вывод: Во всех ли точках земного шара сегодня одинаковая погода? (нет) Почему? (разные тепловые пояса, разное место, разный климат)
-Проверим свое открытие по учебнику. Прочитайте текст под таблицей.
- Все ли открытия урока совпали с выводами учебника?
-В каждом месте Земли климат свой, из года в год он один и тот же.
-Как понимаете предложение "Погода каждый день дарит сюрпризы".(т. е. меняется)
-А какие сюрпризы может подарить погода? (снегопад, дождь, град, радугу)
-Предположите, изменится ли погода завтра? Как узнать? (послушать прогноз погоды)
[Карточка Синоптики и метеорологи]
А еще погоду можно узнать по народным приметам
-Прочитай текст на стр 75. Предскажи погоду по иллюстрации в опоре на текст учебника.
-Почему важно уметь предсказывать погоду? Для кого и для чего это нужно?
Вывод: Что узнали из сообщений учебника? Чему научились?
9. Домашнее задание
1. Всем проследить за изменениями погоды в городе, продолжать вести дневник наблюдений;
2. Найти народные приметы для предсказания погоды и нарисовать к ним иллюстрацию.
10. Итог урока.
-Какое открытие урока для тебя самое важное (нужное)
-Что заинтересовало на уроке?
-Кто достиг своей цели на уроке и получил ответ на свой вопрос? Чему научился?
-Узнаем, какая погода была на нашем уроке. Выберите знак соответствующий вашему настроению, покажите его мне, одноклассникам.
Земли свой климатда)
да разная. ть нужную информацию) погода чаще всего бывает в их местностити объясняют свой ответ. над таблицей. Кто её составил? ответы, записывать погоду) вы хотите узнать?) уман)
тем дождик ближе.