Конспект урока русского языка
в 5 классе
«Омонимы».
Цели урока:
- сформировать у учащихся знание определения понятия омонимы, знание того, чем отличаются омонимы от многозначных слов;
- выработать умение находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов;
- повторить переносное значение слов, правописание безударной гласной в корне слова, правописание глаголов.
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, познавательный интерес при работе со словарями;
- воспитывать любовь и уважение, чуткость к родному слову.
Оборудование урока:
-учебники и тетради;
- компьютер, мультимедийная аппаратура;
-презентация урока;
- задания по теме: «Тестирование» (карточки).
Ход урока.
1. Организационный момент:
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
2. Проверка домашнего задания – повторение изученного.
- Сначала, ребята, вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке?
Слайд2.
Об однозначных и многозначных словах. О прямом и переносном значении слов.
- Какие слова мы называем многозначными?
Те, у которых два и более лексических значений.
- Как вы понимаете термин «переносное значение»?
Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем «переносными»
-Дома выполняли упражнение 342 (открыли учебники).( прилагательные, употреблённые в переносном значении: жемчужных(берёз), коралловых ( веток), сапфировых ( теней) Какие ошибки допустили7
Слайд3.
-Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
Жар солнца – жар чувства
Тяжесть багажа - тяжесть утраты
Гибкость ума - гибкость ветки
Строить планы – строить мост
Зрелый возраст - зрелый плод.
Слайд4(правильные ответы)
Итак, вы правильно определили, что слова употреблены в переносном значении.
А как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение?
Слайд5.
Лексика
3. Работа по теме урока.
- Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка, по области ЛЕКСИКА.
В дороге ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе все об этом…
Откройте тетради, записываем число, классная работа.
Слайд 6. Прочитайте предложение:
Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики.
Запишем его, выполним синтаксический разбор, составим схему.
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним термином, о котором чуть позже вы мне расскажете сами. Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали
-Какие одинаковые слова вы услышали?
-Чем они похожи и в чём отличие?
Учащиеся отмечают, что они одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся
Наши новые друзья на просторах Лексики – это омонимы. Слайд 7.
Познакомимся с ними поближе. Запишите тему урока.
Слайд 8.
Прослушайте стихотворение В. Лифшница.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?( два)
- Одинаково ли пишутся и звучат слова?
- Подумайте, одинаковы ли они по значению?
- Сможете ли вы сами дать определение омонимам? Слайд 9.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами – от греческих слов «омос», что значит «одинаковый», и «онима» - «имя». Слайд 10.
- Что рассказывает нам об этом учебник?
Чтение §66.
Работа со словарями.
Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.
-Найдите в словарях омонимы.
-Аналогичный пример словарной статьи к слову бор приводится в учебнике (чтение)
- Найдите в словарях толкование слова ключ. Сколько значений у слова?
Обратите внимание на формулировку учебника «совершенно различные по значению».
Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Поэтому в толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.
Слайд12. Перед нами стихотворение, прочитайте его. О чём предупреждает нас автор?( Омонимы- слова, далёкие по смыслу). Некоторые буквы в словах заблудились. Поможем им вернуться на свои места. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы.
Мы слова из рус..кой речи,
Из р..дного языка!
Од..наково нас слыш..т,
Од..наково нас пиш..т.
Но важна не только внешность,
Потому (не )торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в сер..динке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу д..леки.
(Я. Козловский)
-Найдите омоним в стихотворении.
Язык(речь и орган)
-Сколько звуков обозначает буква я в слове язык? Выполним фонетический разбор слова язык
4.Первичное закрепление.
Выполним упражнение №345.
Физкультминутка «Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Пальчиковая гимнастика:
Чтобы нам добыть огонь, трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискриться и бумажка загориться?
-Итак, ребята, что такое омонимы?
Слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению, называют омонимами.
- Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими (омоформы) Слайды.
Омонимы используются в шуточных стихотворениях.
Обратимся к учебнику, выполним упр.348 устно.
5.Вторичное закрепление.
- Да, огромна страна русского языка. Широкими просторами Лексики мы дружно подошли к главному испытанию урока. Выполним тест.
6.Подведение итогов урока.
-Ребята, закрываем наши тетради.
К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?
Подумайте, каких отметок вы сегодня заслуживаете( встаньте к той отметке,на которую вы сегодны « наработали»)
Объявление оценок.
И ещё одно заданье от меня вам на прощанье.
7.Домашнее задание:
Выполните упражнение 346 или из раличных словарей, которые у вас есть дома(или из Интернета), выписать несколько пар омонимов(можно нарисоват или сделать презентации.
Тестирование.
Укажите номер правильного ответа.
1.Словарный состав языка изучает раздел науки о языке:
1. грамматика
2. лексика
3. морфология
4. синтаксис
2.Найдите ряд слов в переносном значении:
1. лисья хитрость, железная воля, каменный дом.
2. золотое сердце, тёплый приём, сердечный человек
3. дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ,
4. грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь
3.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:
1. однозначными
2. многозначным
3. омонимами
4.Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:
1. Не люблю запах_________
Туго натянуть тетиву ___________
2.Скорчить__________
Обезвредить вражескую _________
3. Подъёмный __________
__________с горячей водой.
4. Прикусить _____________
Английский___________