СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "От средневековья к новому времени."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Обучающиеся научаться определять причины перехода от традиционного общества к индустриальному, смогут дать определение понятию «Новое время», называть хронологические рамки Нового времени.

2.  Обучающиеся смогут сопоставить принципиальные отличия Нового времени от Средневековья.

3. Содействовать формированию исполнительности и усидчивости.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "От средневековья к новому времени."»

Урок «От средневековья к новому времени». 7 класс.

Цели урока:

1. Обучающиеся научаться определять причины перехода от традиционного общества к индустриальному, смогут дать определение понятию «Новое время», называть хронологические рамки Нового времени.

2. Обучающиеся смогут сопоставить принципиальные отличия Нового времени от Средневековья.

3. Содействовать формированию исполнительности и усидчивости.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: новое время, ценности, традиции, традиционное общество, индустриальное общество.

Методы обучения: объяснение, рассказ, обучение решению проблемных и познавательных заданий, использование межкурсовых связей

Оборудование: учебник Новая история, 1500-1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина. Карта.

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация знаний по курсу истории средних веков.

1. Фронтальная беседа с классом.

Давайте вспомним:

- Как назывался курс истории, который мы изучали в 6 классе? ( Средневековье).



- Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей в средние века, историю различных государств.)

- Какой период охватывает история средних веков? (4,5 – 15 вв. н.э.)

- Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод».)

- Что такое «феод»? ( Феод – участок земли, который выдавался за военную службу.)

-Кто такой Феодал? ( Крупный землевладелец)

- Человек, который давал землю, назывался сеньором, а который получал – вассалом. Давайте повторим, кто такой сеньор и кто такой вассал? (Ответы учащихся.)

- Слайд 1. Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли рыцари. Кто такие рыцари? (Рыцари – мелкие феодалы, которые несли военную службу.

- Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Кто являлся вдохновителем Крестовых походов? (Папа – глава католической церкви.)

- Но у папы было множество других забот кроме Крестовых походов, например, еретики. Кто такие еретики? (Еретики – противники господствующего вероучения церкви.)

- Для борьбы с еретиками папа использовал различные методы, какие? (Казни, пытки, ссылки….)

- Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция.)

- Слайд 2. Давайте вспомним причины возникновения средневековых городов, кто в них жил? ( Успехи в развитии хозяйства в X в.; отделение ремесла от сельского хозяйства. Торговцы, купцы, ремесленники, феодалы.)

-Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цехи.)

2. Работа с картой.

Проверим, как вы можете работать с картой. Ребята, вы должны вспомнить в какой стране происходило событие, и показать эту страну на карте.

1. В какой стране были созваны Генеральные штаты? ( Франция.)

2. В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия.)

3. В какой стране было гуситское движение? (Чехия.)

4. В какой стране пешее войско называлось янычары, а правитель государства был султан? (Османская империя.)

5. Историю ещё, каких стран мы изучали, покажите на карте. (Италия, Германия, Испания…)



Учитель: Все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств ) относится к истории средних веков. Следующий этап развития общества – новое время.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Что изучает история нового времени: как жили люди, их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)



III. Изучение новой темы постановка проблемного вопроса.



Учитель: В 7 классе вам предстоит познакомиться со следующим периодом всеобщей истории, который называют новое время или новая истории.

Слайд 3. Тема урока и план

1. Понятие и периодизация нового времени.

2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества.

3. Человек нового времени.


На доске записан проблемный вопрос, на который учитель обращает внимание учеников:

- Определите, какие явления в обществе позволили людям в XVI заявить о начале Нового времени?



Рассмотрение первого вопроса.



Слайд 4. Новое время (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Содержание Новой истории: переход от аграрной цивилизации к индустриальной (промышленной) и формирование единой планетарной цивилизации



Термин «Новое время впервые появился в Италии в XVI в., когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, «эпохе пробуждения умов» и возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей.


Слайд 5. У ученых существуют разные точки зрения на начало нового времени, одна из них – это рубеж XV – XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв.

Условно новое время разделяют на две части. Первая часть Новой истории, которую вы будете изучать в 7 классе, охватывает период с конца XV до конца XVIII века. Это было время:

- когда в Европе происходит переход от агарной цивилизации к зарождающейся индустриальной цивилизации;

- когда разрушается традиционное общество;

- когда под влиянием европейского начала складываться единая мировая цивилизация.


Слайд 6. После объяснения первого пункта плана можно познакомить учащихся с учебником. Самостоятельно рассматривая книгу, семиклассники читают название учебника, просматривают оглавление, еще раз обращают внимание на хронологические рамки курса. Следует обратить их внимание на различные источники информации, в том числе и нетекстовые: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы. Также они должны увидеть, что наряду с обязательным текстом в книге помещен материал для дополнительного чтения (зауженного формата).




Рассмотрение второго вопроса.


Слайд 7. В средние века жизнь людей была тесно связана с землей. Поле по латыни «агер», поэтому цивилизация называется аграрной. Труд земледельца, скотовода в значительной степени зависел от природных стихий, регулировался природными «часами», то есть сменой дня и ночи, времен года. Жизнь человека изменялась очень медленно, он жил согласно традициям своих предков, редко покидал родные места. Круг его общения практически оставался неизменным. Важную роль для человека аграрной цивилизации играло его происхождение: был ли он вельможей или торговцем, жрецом или воином, крестьянином или рабом… Общество, в котором жили люди аграрной цивилизации, называют традиционным. В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков).

В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление.

Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности».

Слово «индустриальный» означает «промышленный», «производящий». Людей индустриальной цивилизации окружают созданные ими механизмы, предметы, заводы и фабрики. Ритм жизни и трудовой деятельности здесь задает искусственный механизм – часы. Жизнь стремительно меняется под воздействием множества событий: он ежедневно общается с самыми разнообразными людьми; получает информацию из газет, радио; пользуется быстроходными средствами передвижения. Такой человек ценит не столько традиции и опыт предков, сколько достижения и изобретения его современников, улучшающие и облегчающие его существование. Здесь место человека в обществе определяет не столько его происхождение, сколько собственное положение и достижения – должность, профессия, те или иные личные качества. Постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда.

В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции.

Но переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества существовали рядом с сохранившимися чертами средневекового уклада.


Задание: прочитайте страницу 4-5 учебника и ответьте на вопрос: «Какие явления говорят о кризисе традиционного общества?» (Кризис традиционного общества проявился в неспособности средневековой цивилизации обеспечить поступательное развитие общества. Низкая производительность труда обрекала людей на голод и нищету, феодальная раздробленность препятствовала расширению торговли и складыванию единого рынка, а духовная власть не давала возможности для быстрого развития науки и техники.)

Рассмотрение третьего вопроса.

Задание: опираясь на текст учебника, ответьте на вопросы:

- «Какими чертами обладал человек нового времени? (Человек нового времени способен к самостоятельной деятельности, готов нести ответственность за принятые решения. Главным стимулом в жизни стало желание, во что бы то ни стало разбогатеть и добиться утверждения в обществе. Стремление к личному успеху вынуждало людей совершенствовать орудия труда, создавать, новы технологии и рисковать собственностью ради самоутверждения. Такие люди совершали великие открытия, осуществляли дальние путешествия, осваивали новые страны и континенты.)


-«Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества?» (Дух предпринимательства позволял человеку ориентироваться в сложной рыночной обстановке и рисковать ради более высокой прибыли. Отбрасывая предрассудки они легко воспринимали все новое, передовое. Это приводило к обогащению и накоплению капитала, который способствовал развитию общества. Дух наживы и предпринимательства способствовал развитию науки и техники).



- Давайте ответим на проблемный вопрос: какие явления в обществе позволили людям в XVI заявить о начале Нового времени?

Учащиеся указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV—XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.




IV. Закрепление.

Слайд 8.

1. Дайте определение понятию новое время.

2. Назовите хронологические рамки нового времени.

3. Назовите отличия нового времени от средневековья.

4. Объясните понятия: традиции, ценности, технологии.

5. Давайте обсудим, что связывает нас с новым временем? (С новым временем современных людей связывает городской уклад жизни, основные черты политической системы управления, конституционный строй, стремление к личному успеху, благополучию, комфорту, развитие науки и техники, ответственность за свои поступки, светский характер духовной жизни.)

V. Подведение итогов работы.

«В XVI—XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники — это уже XIX в. Общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI—XVIII вв. — это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному».
Д.з. Составить сравнительную таблицу, нового времени и средневековья.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!