ФИО учителя: Панина Надежда Викторовна
Стаж работы: 33 года
Место работы: Алматинская область, Жамбылский район
КГУ «Средняя школа села Улькен с ДМЦ»
Должность: учитель химии и биологии
Категория: высшая
ПЛАН УРОКА
ТЕМА: Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
Систематизировать знания учащихся по изучению генетики человека.
Закрепить и расширить знания об основных методах изучения наследственности человека; научить определять основные типы наследования у человека.
Показать значимость генетических знаний для современного человека; роль мутагенов и появление мутаций у человека.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Знают особенности изучения генетики человека.
- Могут определять и давать характеристику основным типам наследования у человека.
- Могут использовать полученные знания в будущем, например, при формировании будущей семьи
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 10 класс
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: наглядный, личностно-ориентированный, частично-поисковый, частично-исследовательский, эвристический; работа в парах, тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация «Генетика человека. Методы изучения наследственности человека», презентации учащихся.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: оценочные листы, листы для рефлексии, таблица «Признаки модификационной изменчивости», листы – раздатки с тестовыми заданиями.
СОДЕРЖАНИЕ:
Этапы работы: | Содержание этапа | Деятельность участников | Время | Ресурсы |
I. Вызов. | 1. Организация класса 2. Психологический настрой на урок. Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Положите руку на сердце и повторяйте за мной: Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть всё прекрасное. Я есть Человек, Всё зависит от меня, Всё в моих руках. Итак, начинаем. | Выполняют предложенные действия. | 11мин. 1мин. 2 мин. | |
| 3. Проверка домашнего задания с последующим взаимооцениванием. Заполните таблицу: «Признаки модификационной изменчивости» Ответы. Критерии оценивания: 9-10 – «5»; 7-8 – «4»; 5-6 – «3» | Заполняют таблицу Взаимопроверка и взаимооценивание | 8 мин. | Презентация (Слайд 2), листы с таблицей «Признаки модификационной изменчивости» Приложение 1, (Слайды 3,4) Листы оценивания (Приложение3) |
II. Осмысление | 1. Актуализация знаний: - Что изучает генетика человека? - Как вы думаете, какие задачи перед собой ставит генетика человека? 2. Изучение нового материала. Задачи генетики: - определение полной нуклеотидной последовательности ДНК генома человека, локализации генов и создание их банка; - ранняя диагностика наследственной патологии путем совершенствования методов пренатальной и экспресс-диагностики; - широкое внедрение медико-генетического консультирования; разработка методов генной терапии наследственных заболеваний на основе генной инженерии; - выявление генетически опасных факторов внешней среды и разработка методов их нейтрализации. - С какими трудностями могут встретиться учёные при изучении генотипа человека?
- Какими методами пользуются учёные-генетики при изучении генотипа человека? Изучением этого вопроса мы сегодня и займёмся. Благодаря вашей предварительной подготовке мы постараемся раскрыть этот вопрос. Вы должны были подготовить презентацию и сообщение по следующим вопросам:
3. Закрепление Тест Ответы: 1 - А, 2 - Б, 3 - Б, 4 - В, 5 - Б, 6 - В, 7 – Г Критерии оценивания: 7 – «5», 5-6 – «4», 4 – «3» | Ответы учащихся - Генетика человека изучает явления наследственности и изменчивости в популяциях людей, особенности наследования признаков в норме и их изменения под действием условий окружающей среды. Ответы учащихся Записывают в тетрадь 1. Сложный кариотип – много хромосом и групп сцепления. 2. Позднее половое созревание и редкая смена поколений. 3. Малое количество потомков. 4. Невозможность экспериментирования. 5. Невозможность создания одинаковых условий жизни. 1. Генеалогический метод (Настя и Юля) 2. Цитогенетический метод (Анвар) 3. Близнецовый метод(Артём и Толя) 4. Онтогенетический метод (Эмилия) 5. Популяционный метод (Наташа) 6. Биохимический метод (Рома) Выступления учащихся. Самооценивание Выполнение тестовых заданий. Взаимооценивание. | 29мин. 2 мин. 22 мин. по 3мин. на одно выступ- ление 5мин. |
Слайд 1
Презентации учащихся Слайд 5-6 Приложение 2 |
III. Рефлексия | 1. Метод «Плюс-минус-интересно». 2. Подведение итогов урока. 3. Задание на дом: § 46. Заполнить таблицу после параграфа. | Заполняют таблицу Проводят общий подсчёт баллов, полученных за урок. Записывают домашнее задание | 5мин. | Приложение 4 Оценочные листы |
Приложение 1
Заполните таблицу:
« ПРИЗНАКИ МОДИФИКАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ»
1. Модификация -это | |
2. Передается ли модификационная изменчивость по наследству? | |
3. М.И. затрагивает фенотип / генотип | |
4. Под действием чего происходят изменения? | |
5. М.И. затрагивает одну особь или группу особей? | |
6. Модификации- это обратимые или не обратимые изменения? | |
7. Норма реакции- это | |
8. Может ли организм переступить «НР» | |
9. Узкая НР характерна для | |
10. Широкая НР характерна для | |
Заполните таблицу (проверка):
« ПРИЗНАКИ МОДИФИКАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ»
1.Модификация - это | ненаследственное изменение фенотипа, возникающее под влиянием факторов внешней среды |
2. Передается ли модификационная изменчивость по наследству? | нет |
3. М.И. затрагивает фенотип / генотип | фенотип |
4. Под действием чего происходят изменения? | под влиянием факторов внешней среды |
5. М.И. затрагивает одну особь или группу особей? | группу особей |
6. Модификации- это обратимые или не обратимые изменения? | обратимые изменения |
7. Норма реакции- это | фиксирует возможные границы модификационной изменчивости для того или иного признака. |
8. Может ли организм переступить «НР» | нет |
9. Узкая НР характерна для | жирность молока, яйценоскость кур, окраска цветков |
10. Широкая НР характерна для | удои молока, размеры листьев у растений, окраска крыльев бабочек |
Приложение 2
Тест
1) Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?
А) гибридологическим
Б) цитогенетическим
В) близнецовым
Г) биохимическим
2) С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?
А) генеалогического
Б) близнецового
В) цитогенетического
Г) гибридологического
3) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод
А) генеалогический
Б) цитогенетический
В) близнецовый
Г) гибридологический
4) Какая изменчивость обусловливает различие фенотипов однояйцевых близнецов
А) генная
Б) геномная
В) модификационная
Г) мутационная
5) Однояйцовые близнецы в отличие от разнояйцовых
А) могут быть разного пола
Б) всегда одного пола
В) имеют одинаковый вес
Г) имеют одинаковые размеры
6) С помощью генеалогического метода, можно выяснить
А) характер изменения генов
Б) влияние воспитания на развитие психических особенностей человека
В) закономерности наследования признаков у человека
Г) характер изменения хромосом
7) Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют
А) генеалогическим
Б) близнецовым
В) гибридологическим
Г) цитогенетическим
Приложение 3
Оценочный лист
Ф.И. учащегося группы | Работа с таблицей Критерии: 9-10– «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3». | Представление презентации. Критерии: 1. Оформление 2. Содержание 3. Выступление (5+5 баллов) | Закрепление (тест). Критерии оценивания: 7 – «5», 5-6 – «4», 4 – «3» | Итог 19 – 20 бал. – «5» 16 – 18 бал. – «4» 10 – 15 бал. – «3» |
| | | | |
Приложение 4
Рефлексия.
Метод «Плюс-минус-интересно».
В графу «П» - «плюс»- записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус»- записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация оказалась не нужной. В графу «И» - «интересно»- вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.