Конспект учебного занятия по Мировой художественной культуре. 8 класс, по программе Г.П. Сергеевой, И.Э., Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство 8 – 9 классы»
Тема: Знаки и символы.
Форма: Объяснение нового материала.
Прогнозируемые результаты: Обучающиеся познакомятся с понятиями «знак» и «символ», разновидностью натюрморта «ванитас»; научатся анализировать произведения изобразительного и музыкального искусства; а также развитие устной речи, расширение кругозора обучающихся.
Ход урока.
Оргмомент.
Вводная часть.
С первобытных времён различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом. Давайте вспомним, что такое знак, и что такое символ, в чём их отличие?
Ответы детей: знак – это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - или сирена «скорой помощи», самые разные жесты и т.п. символ – это предмет, действие и т.п., раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ – это синтез знака и образа.
Объяснение нового материала.
В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб – символы таинства причащения; цветы лилии или ириса – символ Богоматери.
Просмотр слайдов с репродукциями, беседа-анализ.
Выбор колорита, цвета также символичен.
Ученик: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный – цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал всё небесное, святое; зелёный – цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.
Показ чёрно-белой репродукции картины В. Попкова «Шинель отца».
Как вы думаете, этой картине нужны краски? (ответы детей). Сейчас посмотрим, в каких цветах её изобразил художник.
Показ слайда.
Художник использует в основном тёмные тона - чёрный и различные оттенки тёмно-зелёного. Шинель – символ памяти об отце, его военном героическом прошлом. На дальнем плане витают бесплотные тени вдов, выполненные в скорбно-малиновом цвете. На переднем плане – палитра с красками, самое большое пятно на ней – красное – символ пролитой крови.
Многие произведения XVII в. носят символический характер. Иногда обычные предметы, необычно соединённые в одной композиции, представляют собой необычные коды. Особенно это характерно для распространённого в XVII в. Натюрморта, называемого ванитас (суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На этих натюрмортах изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты.
Беседа с учащимися о значении этих предметов, что они могут символизировать. (Цветок – жизнь, череп – бренность, часы – быстротечность времени, рыцарский шлем с перьями (не случайно среди белых перьев одно красное, оно напоминает, что рыцарь в любое время может пролить кровь), шпага, вымпел – принадлежность к знатному роду, книга – образованность).
Как вы думаете, почему именно с музыкой связывают такие натюрморты? Музыка относится к категории временных видов искусства, звук отзвучал - значит, умер. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Средства выразительности помогают нам воспринимать музыкальные знаки (ноты) как символы. Сейчас прозвучит музыкальная иллюстрация Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», которая называется «Весна и осень». Эта музыка отражает состояние души девушки, которую по иронии судьбы обвенчали с другим молодым человеком. Вы услышите два проведения одной и той же мелодии. Только в первый раз она звучит «по-весеннему», во второй раз - «по-осеннему».
Слушание музыки.
Используя, какие средства выразительности, композитор передал нам состояние души девушки? (Медленный темп, тембр – главную тему играет скрипка (её звучание приравнивают к интонациям человеческого голоса), смена мажорного лада в «Весне» на минорный лад в «Осени»).
Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы – зерно-интонацию, из которой вырастает Симфония № 5 Л. В. Бетховена. Что является музыкальным символом, олицетворяющим собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну? (Государственные гимны).
Исполнение Гимна России
Домашнее задание.
1) Какими знаками и символами разные виды искусства рассказывают о мире?
Подберите произведения – музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, душе.
Используемая литература.
Источники: интеллектуальная собственность.
Список литературы:
Сергеева Г.П. Искусство. 8 – 9 классы: учебник для общеобразовательных отрганизаций/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014
Ойстрах-Демидова Т.Л. Мировая художественная культура. Конец XIX – XX век. В 4-х частях. – М.: ООО «5 за знания». 2007
Сергеева Г.П. Фонохрестоматия Искусство. 8 класс.