СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории Древнего мира

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

Сформировать представления о жизни спартанцев, их основных занятиях, воспитании и государственном управлении.

Формирование знаний, умений, навыков работы с текстом учебника, документами, картой.

Оборудование: карта, документы, раздаточный материал, проектор.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира»









Конспект урока на тему «Древняя Спарта»



















Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

Сформировать представления о жизни спартанцев, их основных занятиях, воспитании и государственном управлении.

Формирование знаний, умений, навыков работы с текстом учебника, документами, картой.

Оборудование: карта, документы, раздаточный материал, проектор.

Ход урока:

Оргмомент

Сегодня я предлагаю вам вернуться на несколько тысяч лет назад и совершить путешествие в древность. В пути нам нужен определенный багаж знаний. Материал прошлого урока «Афинский полис» и ваше языковое чутье помогут нам в нашем путешествии.

Опрос домашнего задания

1.Я предлагаю вам игру «Что такое? Кто такой?». Вам необходимо ответить на вопросы и заполнить кроссворд, все слова которого начинаются на букву А:

-Самый прославленный греческий город; (Афины)

-Название полуострова в северной Греции; (Аттика)

-Имя греческого бога войны; (Арес)

-Государственный совет в Афинах, собираемый на холме; (Ареопаг)

-Как называли греков, исполняющих обязанности судей, военачальников, жрецов? (Архонты)

2.А теперь посмотрите внимательно на экран и расшифруйте фразу и назовите ее автора:

«ЬТИДОГУ МЕСВ ЕЖ УЗАРС ХАЛЕД ХИКИЛЕВ В ОНДУРТ»

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить» (Солон)

-А кто такой Солон? Чем он знаменит?

-Как вы понимаете его высказывание?

Действительно, великие дела по- разному оцениваются современниками. Сегодня нас ждет знакомство с государством, в котором тоже было немало великих людей, поступков и событий. Итак, мы отправляемся в Древнюю Спарту. Нас ждет знакомство с государственным устройством и управлением в Спарте, а также мы узнаем о традициях обучения и воспитания спартанцев.

Объяснение нового материала

План

1.Спартанские завоеватели

2.Спартанцы и илоты

3.Жизнь и управление в Спарте

4.Спартанское воспитание

5.Армия спартанцев

1.Спартанские завоеватели (работа с картой)

Предки спартанцев пришли с севера на полуостров Пелопоннес. Они захватили область Лаконию и образовали здесь большое поселение-Спарту.

2.Спартанцы и илоты

Местное население спартанцы превратили в рабов, называемых илотами. Но это были необычные рабы. Илоты жили семьями в деревушках, имели орудия труда и работали на земельных участках. Несколько семей илотов закреплялись за одной спартанской и работали на нее. Но спартанцы не имели права продавать своих илотов. Они принадлежали спартанскому государству. Илотов было больше, чем спартанцев, и удерживать их в повиновении можно было только силой. Илотам разрешалось находиться в Спарте только в дневное время. Илота, застигнутого ночью на территории спартанского города, убивали. По словам древнегреческого историка Плутарха, они заставляли илотов пить неразбавленное водой вино, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещали развлечения, подобающие свободному человеку.

3.Жизнь и управление в Спарте

Несмотря на то, что илоты были неравны со Спартанцами, свободные жители Спарты называли свой полис «Община равных». Среди свободных спартанцев действительно не было ни богатых, ни бедных. Каждый считал себя равным каждому. Спартанцы носили простую одежду, роскошь была запрещена. Жили они в одинаковых домах, ели простую пищу. Все взрослые спартанцы делились на небольшие группы, в которых было организовано совместное питание. Золотые и серебряные деньги были запрещены, вместо них употребляли железные бруски. Любой спартанец, которому срочно потребовалась повозка или лошадь, брал первую попавшуюся, не интересуясь, чья она. Следовало только вернуть ее на место.

Народное собрание не играло большой роли в управлении государством. Все вопросы решались Советом старейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев не младше 60-ти лет. Кроме того, в совет старейшин входили два царя, власть которых передавалась по наследству. Они в военное время командовали войском. В Спарте не было ни демократии, ни царской власти. Ее государственное устройство называлось олигархическим. Слово олигархия по-гречески означает «власть немногих».

4.Спартанское воспитание

Спартанцы презирали всякий труд. Их единственным занятием было военное дело.

Физкультминутка . (Спартанские физические упражнения)

Мужество спартанских воинов –это результат особого, спартанского воспитания. Новорожденного мальчика приносили старейшинам на осмотр. Слабого или больного сбрасывали в пропасть. Малыш, получивший право на жизнь, оставался у родителей до семи лет. Затем его забирали в школу, в которой предстояло не только учиться, но и жить вместе со своими сверстниками. Это был по сути военный лагерь с суровыми порядками. Уже в первый день детей заставляли голыми руками ломать тростник, чтобы сделать себе подстилки. Даже зимой мальчики ходили босиком и в одном плаще. Нередко полуголодные дети были вынуждены добывать себе пищу воровством. Попавшихся жестоко наказывали, но не за воровство, а за несообразительность.

Плутарх рассказывает, как однажды спартанский мальчик украл лисенка, сунул его за пазуху и отправился в лагерь. Его случайно остановили взрослые. И пока шел разговор, лисенок рвал мальчику когтями живот. Но маленький спартанец терпел боль, пока не упал замертво.

Юных спартанцев учили читать и писать, играть на флейте, маршировать под музыку и петь воинственные песни. Науки они не изучали. Основное время было занято физическими упражнениями и воинским искусством.

Давайте познакомимся с отрывком из документа Плутарха.

-Что нового вы узнали о воспитании в Спарте?

-Что вам понравилось в спартанской школе? А что не понравилось?

5.Армия спартанцев

Из спартанских мальчиков вырастали сильные и бесстрашные воины. Все знали, что спартанцы никогда не отступают с поля боя: или побеждают, или погибают. Солдаты, вышедшие живыми из проигранной битвы, подвергались в Спарте насмешкам и презрению. Спарта не имела крепостных стен: Считалось, что оградой ей служит доблесть воинов.

Спартанские женщины, узнав о том, что их сыновья убиты в бою, тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях они, наполненные печалью и гордостью, держались с большим достоинством, хоронили своих сыновей с почестями, в других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле боя.

-Чем можно объяснить разное поведение женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?

Видеосюжет из кинофильма 300 спартанцев

-Какие особенности спартанской жизни демонстрирует данный эпизод?

Закрепление (тест)

Выражать свои мысли спартанцев учили кратко и точно. И спартанцы прославились этим умением. Их краткая, точная речь называется лаконичной. Давайте и мы попробуем, используя ключевые понятия урока, дать, как это было принято в Спарте, лаконичный ответ: какой вы увидели древнюю Спарту?

Вывод учителя

В 4 в. до н.э. Спарта-одно из самых могущественных государств –полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация со всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа. Она дала миру немало настоящих героев, прославленных воинов, но ни одного писателя, поэта или художника.

Домашнее задание

Будьте мужественными, стойкими, любящими свою Родину, как спартанцы! В год русского языка хочется добавить к пожеланиям: умейте давать точные, лаконичные ответы на уроках, как учили спартанцы и как делали это вы на сегодняшнем уроке. Мне было приятно работать с вами и оценить ваши знания.

Выставление и мотивация оценок.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!