Урок литературы в 7 классе
Учитель: Джидзалова Светлана Владимировна
Тема .А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Цели:
Образовательная: дать понятие о балладе, познакомиться с летописным источником «Песни…», её содержанием и героями, помочь понять идею произведения и позицию автора;
Развивающая: развить навыки анализа поэтического произведения:
Воспитательная: вызвать интерес к прошлому страны, её героям, пробудить любознательность.
Ход урока
1 Вступительное слово учителя.
А.С.Пушкин всегда интересовался историей, посещал исторические места, собирал материалы об исторических деятелях, которые становились героями его произведений( напрмер:Борис Годунов в одноименной трагедии, Петр Первый в «Арапе Петра Великого», «Полтаве», Е.Пугачев в «Капитанской дочке» и др.) Поэт обращался в своем творчестве к истории в поисках доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни, т. е. история помогала ему постигать настоящее.
Создавая «Песню о вещем Олеге», Пушкин всматривался в самую глубь веков. Источником написания этого произведения стала летопись.
Вспомним, что такое летопись, прочитаем , познакомимся с содержанием летописного источника о смерти князя Олега. Знакомимся с исторической справкой об Олеге. Покажем уч-ся изображение «Олеговой могилы вСтарой Ладоге» ( сайт «Курган Олегова могила в Старой Ладоге»)
После знакомства с летописным источником спросим детей:
Чем привлекла поэта эта личность, что заинтересовало его в смерти Олега?
(возможность творческой интерпретации исторического факта, взаимосвязь времен- эпохи князя Олега и эпохи Пушкина)
Поэт создает балладу. Даем определение этого жанра: стихотворение , в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.
Проводим словарную работу:
Вещий- пророческий, предвидящий будущее
Жрец- служитель божества
Кудесник- чародей, колдун
Праща- древнее боевое оружие для метания камней
Секира-боевой топорик
Вдохновение – творческий подъем
2 Прослушаем «Песнь…» в записи. Спросим уч-ся:
Что общего у летописи и баллады? В чём разница?
После обсуждения запишем в тетради:
Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии;
Различие: летопись- проза, баллада- поэтический текст с присущими ему художественными средствами;
Цель летописи: только сообщить о событии;
Цель баллады: сообщить о событии и создать определенный образ, повлиять на наше отношение к герою.
Находим примеры художественной выразительности, определяем их роль
(например, эпитеты: вдохновенный , вещий;
олицетворения: ковши кипят, дожди моют, годы таятся;
сравнение: змея-лента и др.)
3. Работа по содержанию
Найдем в стихотворении смысловые части, определим завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Каким предстает перед нами князь Олег?
( он добр, щедр смел, любит коня)
Есть ли отрицательные качества?
( гордый, воинственный, привык к власти)
Каким мы видим кудесника? Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к нему?
( смелый, независимый, бескорыстный)
Прочитаем по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.
Почему Олег, услышав предсказание , усмехнулся, но с конем расстался?
(Олег не решается вступить в прямой спор с судьбой, хотя уверен, что конь не предаст. Отказываясь от коня, Олег пытается обмануть судьбу: спасти не себя от смерти, а коня от предательства)
Как раскрывается Олег в сцене прощания с конем?
В 1899 году вышло юбилейное издание»Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил В.М.Ванецов. Покажем на экране «Прощание с конем», «Олег и кудесник»
Совпадают ли изображенные художником герои с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из героев?
Теперь сформулируем суть конфликта между князем и волхвом
(власть, могущество земное у одного и свобода, власть неземная у другого)
Вернемся к эпитету «вещий»:
К кому в большей степени относится это слово? На чьей стороне автор?
Какова одна из тем баллады?
(дети говорят о судьбе, вспоминают выражение «от судьбы не уйдешь)
Обобщаем.
Итак, 1822год. Южная ссылка. Пушкин создает балладу, обращаясь к далекой старине. Люди, обращаясь к истории,решают важные проблемы из современной жизни.
Какая проблема могла волновать ссыльного поэта?
(личность и свобода, свобода и творчество)
Каким должно быть творчество? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте?
Какова же главная мысль этого произведения?
( творчество должно быть свободным, независимым, неподкупным. В ссылке поэт размышлял о свободе поэта, родственного в своем пророческом даре древним волхвам. Поэт в России- пророк, предсказатель, он знает будущее и борется за него)
Задание на дом: составить небольшой тест по балладе, выучить наизусть отрывок (по выбору)