СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе по теме "А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит материал, позволяющий сравнить балладу А.С.Пушкина и ее летописный источник, выявить проблемы, волновавшие поэта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе по теме "А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге".»

Урок литературы в 7 классе

Учитель: Джидзалова Светлана Владимировна

Тема .А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Цели:

Образовательная: дать понятие о балладе, познакомиться с летописным источником «Песни…», её содержанием и героями, помочь понять идею произведения и позицию автора;

Развивающая: развить навыки анализа поэтического произведения:

Воспитательная: вызвать интерес к прошлому страны, её героям, пробудить любознательность.

Ход урока

1 Вступительное слово учителя.

А.С.Пушкин всегда интересовался историей, посещал исторические места, собирал материалы об исторических деятелях, которые становились героями его произведений( напрмер:Борис Годунов в одноименной трагедии, Петр Первый в «Арапе Петра Великого», «Полтаве», Е.Пугачев в «Капитанской дочке» и др.) Поэт обращался в своем творчестве к истории в поисках доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни, т. е. история помогала ему постигать настоящее.

Создавая «Песню о вещем Олеге», Пушкин всматривался в самую глубь веков. Источником написания этого произведения стала летопись.

Вспомним, что такое летопись, прочитаем , познакомимся с содержанием летописного источника о смерти князя Олега. Знакомимся с исторической справкой об Олеге. Покажем уч-ся изображение «Олеговой могилы вСтарой Ладоге» ( сайт «Курган Олегова могила в Старой Ладоге»)

После знакомства с летописным источником спросим детей:

Чем привлекла поэта эта личность, что заинтересовало его в смерти Олега?

(возможность творческой интерпретации исторического факта, взаимосвязь времен- эпохи князя Олега и эпохи Пушкина)

Поэт создает балладу. Даем определение этого жанра: стихотворение , в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.

Проводим словарную работу:

Вещий- пророческий, предвидящий будущее

Жрец- служитель божества

Кудесник- чародей, колдун

Праща- древнее боевое оружие для метания камней

Секира-боевой топорик

Вдохновение – творческий подъем

2 Прослушаем «Песнь…» в записи. Спросим уч-ся:

Что общего у летописи и баллады? В чём разница?

После обсуждения запишем в тетради:

Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии;

Различие: летопись- проза, баллада- поэтический текст с присущими ему художественными средствами;

Цель летописи: только сообщить о событии;

Цель баллады: сообщить о событии и создать определенный образ, повлиять на наше отношение к герою.

Находим примеры художественной выразительности, определяем их роль

(например, эпитеты: вдохновенный , вещий;

олицетворения: ковши кипят, дожди моют, годы таятся;

сравнение: змея-лента и др.)

3. Работа по содержанию

Найдем в стихотворении смысловые части, определим завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Каким предстает перед нами князь Олег?

( он добр, щедр смел, любит коня)

Есть ли отрицательные качества?

( гордый, воинственный, привык к власти)

Каким мы видим кудесника? Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к нему?

( смелый, независимый, бескорыстный)

Прочитаем по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.

Почему Олег, услышав предсказание , усмехнулся, но с конем расстался?

(Олег не решается вступить в прямой спор с судьбой, хотя уверен, что конь не предаст. Отказываясь от коня, Олег пытается обмануть судьбу: спасти не себя от смерти, а коня от предательства)

Как раскрывается Олег в сцене прощания с конем?

В 1899 году вышло юбилейное издание»Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил В.М.Ванецов. Покажем на экране «Прощание с конем», «Олег и кудесник»

Совпадают ли изображенные художником герои с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из героев?

Теперь сформулируем суть конфликта между князем и волхвом

(власть, могущество земное у одного и свобода, власть неземная у другого)

Вернемся к эпитету «вещий»:

К кому в большей степени относится это слово? На чьей стороне автор?

Какова одна из тем баллады?

(дети говорят о судьбе, вспоминают выражение «от судьбы не уйдешь)

Обобщаем.

Итак, 1822год. Южная ссылка. Пушкин создает балладу, обращаясь к далекой старине. Люди, обращаясь к истории,решают важные проблемы из современной жизни.

Какая проблема могла волновать ссыльного поэта?

(личность и свобода, свобода и творчество)

Каким должно быть творчество? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте?

Какова же главная мысль этого произведения?

( творчество должно быть свободным, независимым, неподкупным. В ссылке поэт размышлял о свободе поэта, родственного в своем пророческом даре древним волхвам. Поэт в России- пророк, предсказатель, он знает будущее и борется за него)

Задание на дом: составить небольшой тест по балладе, выучить наизусть отрывок (по выбору)