СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению А.И.Куприн "Слон"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»

Уроки 5 0, 51. А. Куприн «Слон»

Цель: учить рассуждать, делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом поступков.

Ход уроков

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

  1. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

  • Вспомните, какую тему мы изучаем.

  • С какими произведениями уже познакомились?

  • Чему научили нас герои этих произведений? (Сопережи­вать окружающим; научили тому, что любовь и сострадание к живым существам сильнее неприязни.)

  • Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.

Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит он. (Слон.)

  • Что вы знаете об этом животном?

(Учитель выставляет картинку с изображением слона.)

Материал для учителя

На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими.

Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать. Кроме больших раз­меров, в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот сло­ну нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот еще и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста — паль­ца, а у индийского — один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету.

Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них разви­та взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного жи­вотного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.

У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесенные обиды помнят всю жизнь и могут ото­мстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.

В XIX в. люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид за­несен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

  • Нравятся вам эти животные?

  • Где сейчас можно их увидеть?

  • Найдите в содержании автора произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знаком ли он вам?

(Учитель выставляет портрет писателя.)

Материал для учителя

Современники писали о А. Куприне как о мускулистом силаче с зор­кими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил жизнь, любил цирк, животных, осо­бенно лошадей.

  • С каким произведением мы познакомимся на уроке? («Слон».)

  • Какие цели мы ставим перед собой?

  • Предположите, о чем произведение.

IV. Работа по теме урока

  • Откройте учебник на с. 151. Что вы заметили? (Произведение дано в сокращении, и есть значок «Поиск слова в толковом словаре».)

  • Какие слова нужно найти в толковом словаре? Прочитайте их значение.

(Дети читают первую часть рассказа на с. 151—154 до слов «Че­рез два часа...».)

  • Подтвердились ли ваши предположения?

  • Кто герой? Что вы узнали о девочке?

  • Давно ли больна Надя? Подтвердите словами из текста.

  • Чьими глазами мы смотрим на доктора в начале рассказа? Из каких слов это видно?

  • С какой проблемой столкнулся доктор?

  • Что же он посоветовал родителям? Найдите и зачитайте эти строчки.

  • Прочитаем диалог мамы и Нади на с. 151 по ролям.

  • Как мама реагировала на состояние девочки?

  • Найдите на с. 152 подтверждение тому, что с девочкой что-то не так. («не отвечает...», «неподвижные, невеселые глаза...», «худеет и слабеет с каждым днем...», «ничего не нужно...», «жару нет, боли нет...», «лежит целые дни и ночи...», «тихая, печальная...», «не спит, дремлет по полчаса...», «сны серые, длинные, скучные...».)

  • Так чем же больна девочка Надя? (Ей неинтересно жить.)

  • Иными словами, Надина болезнь не физического, а душев­ного происхождения, что не менее опасно. Как же помочь Наде? Что бы вы посоветовали родителям?

  • Когда же произошел переломный момент в состоянии де­вочки? (Во сне.)

  • Поняли ли родители просьбу Нади?

  • Как вы думаете, почему автор так подробно описывает иг­рушку и сцену с игрушкой? Найдите описание игрушки. (Дорогая, красивая, заводная, слон совсем как живой.)

  • Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите, как отреагировала Надя на игрушку.

  • В какой момент просьба дочери кажется папе прихотью? Подтвердите словами из текста.

  • Подумайте: а может ли живой слон излечить девочку?

  • Как вы думаете, приведет ли папа живого слона? Прочитаем и узнаем.

(Чтение первой части до конца на с. 154—157.)

  • Что заставило папу изменить решение? (Он боялся, что Надя умрет, он не сможет выполнить последнее желание дочери.)

  • Как хозяин зверинца отнесся к просьбе отца привести слона в дом? Перечитайте этот эпизод и подчеркните нужные сло­ва и выражения. (Открыл широко от удивления глаза и рот; сначала отказался понимать; выслушал объяснение; спросил о возрасте девочки; проникся пониманием.Перескажите этот эпизод: I вариант — от лица папы, II ва­риант — от лица хозяина.

  • Почему же хозяин зверинца передумал?

  • Найдите на с. 155 отрывок, где описывается выступление слонов. Почему папа выбирает для Нади самого большого слона — ведь в зверинце есть и два маленьких? Подтвердите свое мнение строчками из текста.

  • Что вы можете сказать о родителях Нади? (Они ее любят, а для настоящей любви нет ничего невозможного.)

  • Просмотрите первую часть текста целиком и найдите от­рывки — подтверждения родительской любви.

  • 5

    1

    3

    7

    4

    2

    6

    Прочитайте записи на карточках. Восстановите последова­тельность событий.

Папа купил большого игрушечного слона

Надя заболела странной болезнью

Доктор посоветовал маме исполнять все ее капризы

Надин папа отправился в зверинец

Наде приснился необычный сон

Девочка ничего не хотела

К игрушке девочка была равнодушна

— У нас получился план. Закончите его.

Слона приводят в дом Нади

  • Что же помогло убедить хозяина зверинца?

  • Как вы поняли, почему слона ведут ночью?

  • Прочитайте план.

V. Подведение итогов урока

  • Какое произведение читали?

  • Какие чувства переживали герои рассказа?

  • Какой эпизод особо взволновал вас?

Домашнее задание

Составить краткий пересказ с опорой на план.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!