I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? (слайд 1) Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика! | |
II . Актуализация знаний. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах) (слайды 2-3). Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара. У вас на столах лежит карточка лото и полоски бумаги. Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке. 1) 153 увеличить на 7; 2) 100 вычесть 6; 3) 90 разделить на 90; 4) 15 умножить на 3; 5) 284 увеличить на 6; 6) 17 увеличить в 3 раза; 7) 200 уменьшить на 10; 8) 238 увеличить на 3; 9) 80 уменьшить в 4 раза; 10) 40 уменьшить на 17; 11) 18 увеличить в 4 раза. Какие числа остались открытыми? Из соответствующих букв составьте слово. (СУММА) Какое действие мы будем сегодня повторять? 2. Мотивация С какими числами вы работали на предыдущих уроках? Так что мы будем сегодня делать на уроке? Запишите тему сегодняшнего урока: Сложение натуральных чисел и его свойства. Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа? Может это вам как-то пригодиться в жизни? | 1 Учащиеся решают примеры устно. 12 С | 1 З | 13 М | 20 Н | 160 П | 21 У | 241 О | 23 Т | 48 М | 290 Е | 51 Ь | 336 А | 94 Р | 45 И | 190 Е | 72 Р | 153 + 7 = 160; 100 – 6 = 94; 90 : 90 = 1; 284 + 6 = 290; 15 · 3 = 45; 238 + 3 = 241; 17 · 3 = 51; 200 – 10 = 190; 80 : 4 = 20; 40 – 17 = 23; 18 · 4 = 72. Отвечают на вопросы, составляют слово сумма. Сложение. 2. – С натуральными числами. Складывать натуральные числа. Отвечают на вопрос. |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. 1. Немного из истории (слайд 5) В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму? Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия. Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100? Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? | Слушают рассказ учителя. Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. 1. Работа по учебнику. Стр.33-34 - Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете? (слайд 6) - Как называются компоненты действия сложения? (слайд 7) 2. На доске: 563; 300; 3; 312; 464. (слайд 8) -Прочитайте числа. - Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом (563 + 464 = 1000) - Прочитайте пример всеми возможными способами. - Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение. - Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 2. (слайд 9) - Что значит прибавить 4 ? - В какую сторону следует отложить четыре единичных отрезка? - Определяем координату точки в которую мы попали. Назовите результат. - Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2.(слайд 10-11) - Что получилось? Какой вывод можно сделать? (слайд 12). Как называется это свойство? - Изобразите сложение на одном координатном луче (слайд 13) 1 + 2 = 3 3 + 4 = 7 Сколько чисел мы прибавили к 1. Как эту сумму записать по- другому? Мы видим, что 1 + (2 + 4) = (1+ 2) + 4 - Какой можно сделать вывод? (слайд 14) - Как называется это свойство? -Найдите результат сложения 9 + 0; 0 + 9 (слайд 15) - Какой вывод можно сделать? (слайд 16) - Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни? (слайд17 -18) | - Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить 1. - Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми. 563 + 464 = 1000. -Сумма 563 и 464 равна 1000; -563 прибавить 464 равно 1000; - 563 плюс 464 равно 1000. Сумма двух слагаемых 563 и 464 равна 1000. Придумывают задачу. - Это значит к числу 1 четыре раза прибавить 1. - В правую сторону. - 2 + 4 = 6 - 4+2 = 6 - Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых. - Переместительное свойство сложения. - Два числа . - 1 + ( 2 + 4) = 7 - Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое. - Сочетательное свойство сложения. - Если прибавить к числу нуль, то получится данное число. - Свойства нужно знать, чтобы проще считать |
V. Физкультминутка ( слайд 19) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
VI. Первичное усвоение новых знаний. Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся. (слайд 20) Вариант 1. | Вариант 2. | 1. Как называется результат сложения? | 1. Как называются числа, которые складывают? | 2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462 ? | 2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368 ? | 3. Чему равна сумма 5432 и 0 ? | 3. Чему равна сумма 0 и 2538? | 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615 | 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373 | | Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение. I вариант 1. сумма; 2. 6000; 3. 5432; 4. 1548. II вариант. 1.слагаемые; 2. 10000; 3. 2538; 4. 1021. |
VIII. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. | Отвечают на поставленные вопросы. |
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.6 на стр.33 и решите № 239. 238. (слайд 21) А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание (слайд 22)Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают. Всем: п 18, с 108, выучить формулы. По желанию: определить стоимость ремонта своей комнаты. |