предметные – овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение воспроизводить по памяти соотношения между единицами длины: 1 м = 100см, 1дм = 10см, 1м = 10дм
личностные – готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
метопредметные - умение работать в информационной среде. Владение основными методами познания окружающего мира (анализ).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой. |
(слайд № 1) Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа… | Проверяют осанку за столом. Обращают внимание на учителя. Проверяют свое рабочее место. |
II. Сообщение целей урока |
На доске закрытые задачи и тема урока. - Сегодня на уроке мы продолжим работу с двухзначными числами (открывается первая задача на доске: повторим разрядный состав двухзначных чисел), а также работу над задачами (открывается вторая задача на доске: поработаем над задачей). А над чем ещё мы будем работать, вы узнаете чуть позже. И тогда сможете назвать тему урока. (Тема на доске закрыта) | |
III. Актуализация опорных знаний. |
1) повторение изученного материала о двухзначных числах: |
- Какие числа называем двухзначными? Какие разряды имеются в двузначных числах? Математический диктант (цель работы – систематизация знаний в записи двузначных чисел): - восемьдесят пять; - число, в котором 1 десяток и 6 единиц; -Число, в котором 9 десятков и 5 единиц; - двадцать один; -семьдесят четыре. - Каждое из записанных чисел уменьшите на восемь единиц и запишите результат ниже. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа. - А вот и верные значения на экране. (Слайд 2) - Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! - И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на один десяток и запишите ниже. - Проверьте друг у друга по эталону на экране (слайд 3). - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы! - Что мы сейчас повторили? - Посмотрите на свою работу и оцените шкалой на полях свои знания. | - двухзначными называем числа, в записи которых используют два знака (цифры). - Единицы, десятки. Дети записываю цифрами под диктовку учителя цифры: 85 16 95 21 74 77, 8, 87, 13, 66. 87, 18, 87, 23, 76. Запись и действия с двузначными числами. (Умение структурировать знания Упражнение, требующее от учащихся наблюдательности, развивает абстрактное мышление, логическое мышление. Повторение. Подготовка к восприятию нового). |
2) выявление цели деятельности на уроке: |
- Продолжаем наш урок. Какие величины нам известны? - А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма “38 попугаев”. (Просмотр отрывка) - О какой величине идёт речь? - Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава? (слайд 4) - А в математике используют такие мерки? - Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава. (На доске открывается скрытая цель: познакомится с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава). - А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину. (На стене прикреплено изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров) | - Масса, длина, время. - О длине. - Попугая, мартышку, слонёнка. - Нет. Инициативное сотрудничество с учителем и учащимися, умение слушать и слышать. |
3) меры длины на Руси: |
- Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?! (слайды с 5 по 10) - Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины? - Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины. | Дети у доски рассказывают о пяди, вершке, локте, аршине, сажени и показывают их величину. Дети высказывают свои предположения. (Инициативное сотрудничество с учителем и учащимися, умение слушать и слышать). |
4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации: |
- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди. - Какие единицы мы уже знаем? - Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах. (слайды № 11 - 12) - Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет? - Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром. - Удобно это делать? Почему? - Что же делать? | - Сантиметр, дециметр. (Дети показывают модельки и рассказывают: 1 дм =10 см). (Дети высказываются) (Выполняем измерения с моделями дециметра) - Нет. Мерки слишком малы. (Умение структурировать знания Упражнение, требующее от учащихся наблюдательности, развивает абстрактное мышление, логическое мышление. Повторение. Подготовка к восприятию нового). |
IV. Сообщение основной цели урока: |
- Нам понадобится новая единица измерения длины, больше, чем сантиметр и дециметр. И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины. (На доске открывается основная цель урока: познакомимся с новой единицей измерения длины) - Тема нашего урока: “Единица измерения длины – метр”. (слайд 12) | (Дети определяют тему урока) (Формулирование познавательной цели, проблемы и её решение. На данном этапе осуществляются приёмы сравнения, сопоставления, анализа и синтеза). |
V. Знакомство с новой единицей измерения – метром. |
1) модель метра, соотношение единиц измерения длины: |
- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр. (На доске вывешивается модель метра, разделённая на дециметры) - Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради. - Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их? - В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение. (1м = 10 дм) (слайд 12) - Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров? - Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м – 100см. Запишем это соотношение. (1м = 1 дм = 100 см) - В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать. | (Предположения детей: дециметр, 10 дм) (Высказывания детей) |
2. Физ.минутка: зарядка для глаз. (слайды 13 -15) |
3) преобразование единиц измерения длины: |
(слайд № 19) - Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях) 7 м =….(= 70 дм = 700см.) Попробуйте сами. (У доски выполняют дети) 300см =…дм =…м | Дети работают у доски и в тетради. |
4) первичное закрепление материала: |
- Хотите сами попробовать свои силы? - Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием. (слайд № 20) - Какое слово у вас получилось? - Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик на полях. | (Дети работают в парах на листочках) 3м. = … дм. 60 см. = …дм. 1м. = … см. 1 м. = … дм. Ключ 6дм. 30дм. 10дм. 100см. е м р т метр |
4) знакомство с измерительными приборами: |
- Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка. (Демонстрация приборов. Слайд 17) - Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Пожалуйста, не берите и не играйте рулеткой. А где пользуются чаще всего этим прибором? | - На строительстве, при ремонтных работах. |
5) измерение с помощью метровой линейки: |
- Давайте попробуем измерить длину удава с помощью метровой линейки. - Сколько раз мы отложили полных метров? - Но удав ещё не закончился. Что же делать? - Сколько дециметров? - Какова же длина удава? - Запишем в тетради, а … на доске. - Как можно преобразовать это значение? - Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая? | Выводятся двое обучающихся, которые под руководством учителя производят замер. Три метра отложили, четвёртый – неполный. - Три. - Дальше будем измерять дециметрами. Ещё один человек выходит и показывает процесс. - Восемь. - 3 метра 8 дециметров. - 3м 8дм = 380 см = 38 дм (Записываем на доске) - Длина шага попугая – 1дм. |
VI. Закрепление изученного материала. Решение текстовой задачи. |
Учебник с. 36 задача 5 (прочитать задачу, придумать вопрос к задаче, решение задачи с пояснением у доски) Учебник с. 36 задача 6придумать вопрос к задаче, решение задачи. | Какова длина 2 кусков ленты? ( 5 + 4 = 9 м.) Какова ширина комнаты? ( 5 – 2 = 3 м.) Какова сумма длины и ширины комнаты вместе? (3 + 5 = 8 м) |
VII. Итог урока. Рефлексия. |
(слайд 18) - Посмотрите на цели урока. Как вы считаете, какие проблему мы сегодня решили? - Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ: (слайд 19) 1. С какой величиной работали? а) масса; б) длина; в) время. 2. Что не является единицей измерения длины? а) сантиметр; б) метр; в) диаметр; г) дециметр. 3. В какой единице удобнее измерить путь от “маленькой” школы до “большой”? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. 4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. - Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу. - Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины? - Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках? - Как вы относитесь к сегодняшнему уроку? Покажите “смайликом” на листочке. - Я тоже хочу оценить вашу работу … (оценивание) (слайд 20) | (Высказывания детей) (Дети выполняют тест) (Регулятивные умения. Оценка усвоения материала Личностные Познавательные Рефлексия Коммуникативные выражают свои мысли) |
VIII. Домашнее задание. |