21.12.2016 Математика
Тема: «Уравнение. Решение уравнений методом подбора».
Цель:
Образовательная: закреплять представление учащихся об уравнении как предложении с переменной; учить находить компонент действия с комментированием выполняемой операции по алгоритму; отрабатывать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающая: развивать мышление, математическую речь учащихся, умение сравнивать.
Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.
Задачи:
Предметные:
1. Закрепление навыков решения уравнений, основанные на связи между компонентами и результатами действий при сложении и вычитании.
2.Закрепление умений решать задачи разными способами.
3.Знание правила о связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.
4.Совершенствование навыков счёта.
5.Осознание роли математики в познании окружающего мира.
Метапредметные:
Познавательные
1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2.Построение логической цепи рассуждений.
3.Доказательство.
4.Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные
1.Формирование умений слушать и слышать.
2. Задавать вопросы и высказывать своё мнение.
Регулятивные
1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
2.Развитие умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.
3.Планировать свои действия. Согласовывать.
4.Оценивать свою деятельность.
Личностные
1.Развитие самостоятельности и ответственности.
2.Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем.
Учебное пособие: М.И. Моро, М.А.Бантова. Математика. Учебник для 2-го класса.
Часть 1.
Оборудование: компьютер, проектор, экран , карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вместе с нами на уроке математики будут ваши любимые мультипликационные герои.
У: - Однажды на Луне родился необычный малыш.
(Слайд: Лунтик в яйце)
Но случилось так, что он попал на землю, где нашел много новых друзей. А что произошло дальше мы сейчас узнаем!
Лунтик очень хотел узнать все о жизни на земле. Больше всего ему хотелось попасть в королевство, которым правила сама царица математика, научится всему тому, что умеет делать она. И вот однажды они с друзьями решили отправиться в путь. Они даже не подозревали сколько испытаний приготовила им дорога.
Мотивация учебной деятельности
Устный счет
У: -Дорога лежала через лес, лес необычный.
У: - На чем же наши герои могут добраться до озера?
Д: - ( предлагают свои варианты)
У:- Они решили, что самым удобным транспортом будут воздушные шарики. Поднимутся высоко, видно будет далеко. Так они не смогут пропустить озеро.
(Слайд с шариками)
Шарики были с секретом. Каждый шарик мог подняться в воздух только в порядке своей очереди, в порядке возрастания ответов.
-считаем, какой же по цвету шарик полетит первым, вторым, и т. д.
(красный, оранжевый, синий, желтый, сиреневый)
III. Минутка чистописания
У: - Благополучно опустившись у озера, друзья поняли, что переплыть через него можно, разгадав тайну его берегов. Ребята, что за тайна, чем необычны его берега?
Д: - Его берега состоят из цифры два.
У: - Давайте покажем Лунтику как правильно надо писать эту цифру.
Сначала запишем в тетрадях сегодняшнее число. А на следующей строке цифру два.
IV. Введение в тему урока.
- Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Что ни дерево, то загадка. Под каждым деревом грибочек с зашифрованной буквой. Набрав кузовок грибов Лунтик с друзьями смогут узнать куда идти дальше. Давайте поможем им ребята!
(На доске таблица и грибы с буквами)
(Слайд: Лунтик с Кузей)
(Слайд примеры с буквами)
9 + 4 в
15 – 1 р
7 + 5 н
6+6 н
30-10 а
25+5 у
10-3 е
15-8 е
34+6 и
у | р | а | в | н | е | н | и | е |
30 | 14 | 20 | 13 | 12 | 7 | 12 | 40 | 7 |
- Итак, предположите, о чем пойдет речь на уроке? Мы уже встречались с этим понятием. Давайте вспомним, что вы знаете об уравнении?
УРАВНЕНИЕ – это равенство, содержащее неизвестное число, которое нужно найти.
Неизвестное число обозначают латинскими буквами.
Решить уравнение – это значит найти такие значения Х, при которых равенство будет верным.
V. Решение уравнений.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть записи на доске и найти среди них уравнения.
30 + х 40 80 – х 45 – 5 = 40
38 – 8 60 + х = 90 х – 8 = 10
– Докажите, что вы правы.
– Чем являются остальные записи? (Неравенство, разность, равенство, неравенство.)
- Запишите: № 1, с. 82
– Запишите первое уравнение в ваши тетради.
- Назовите компоненты при сложении.
(1 СЛАГАЕМОЕ, 2 , СУММА)
– Что неизвестно? (СЛАГАЕМОЕ)
– Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое.)
1 ученик работает у доски, а остальные записывают в тетрадях:
60 + х = 90
х = 90 – 60
Найдите значение х.
Далее следует продолжение записи:
х = 30
Чтобы проверить, правильно ли мы нашли корень уравнения, следует сделать проверку, для этого вместо х подставить найденное число:
60 + 30 = 90
90 = 90
Аналогично разбирается второе уравнение, в котором ученики находят неизвестное уменьшаемое.
(Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое)
Запись в тетрадях и на доске (у доски работает ученик):
х – 8 = 10
х = 10 + 8
х = 18
18 – 8 = 10
10 = 10
Х +3=13
Х= 13-3
Х=10
10+3=13
13=13
50-х=40
Х= 50-40
Х=10
50-10=40
40=40
VI. Работа над задачами.
Фронтально разбирается задача 3 (1) (с. 82 учебника, часть 1).
– Прочитайте текст.
– Является ли он задачей?
– Что в задаче известно?
– О чём спрашивается?
– Как запишем задачу кратко?
– Как по-разному можно решить задачу?
[I. Сначала узнать, сколько ткани портниха потратила на костюм и платье, а затем полученное число вычесть из количества имеющейся у портнихи ткани.
15 – (5 + 4) = 6.
I способ
1)5 + 4 = 9(м) – израсходовали.
2) 15 – 9 =6 (м)
Ответ: 6 метров ткани у неё осталось.
II. Сначала узнаем, сколько ткани осталось у портнихи, после того как она сшила костюм, а затем из полученного числа вычтем количество ткани, израсходованной на платье.
(15 – 5) – 4 = 6.
II способ
– 5 = 10 (м) – осталось.
2)10 – 4 = 6 (м)
Ответ: 6 метров ткани у неё осталось.
III. Сначала узнаем, сколько ткани осталось у портнихи, после того как она сшила платье, а затем из полученного числа вычтем количество ткани, израсходованной на костюм.
(15 – 4) – 5 = 6)]
VI. Самостоятельная работа.
Учащимся могут быть предложены задания из тетради для проверочных работ (с. 34, 35) и задание 2 (с. 83).
VII. Работа с геометрическим материалом.
В заключение урока учащиеся выполняют задание 7 (с. 82), в котором сравнивают длины изображенных на чертеже ломаных линий.
У: Лунтик и его друзья достойно выдержали все испытания и благополучно вернулись домой, где их ждал сладкий сюрприз, приготовленный бабой Капой)
(слайд с тортом)
У: - А вам, ребята, спасибо большое за помощь. Вместе с Лунтиком вы многое успели сделать на сегодняшнем уроке, хорошо поработали.
VII. Рефлексия деятельности на уроке.
– Что узнали сегодня на уроке?
– Какое задание вызвало наибольшее затруднение? Как вы думаете, почему?
– Как вы сегодня работали?
- Если вам на уроке всё удалось, всё получалось выполнить без ошибок, то вы берёте зеленый кружок.
- Если что – то насовсем получилось, то – жёлтый.
- Если вы испытывали большие трудности в выполнении заданий, то берёте красный кружок.
Домашнее задание
С. 82 № 3 (2), № 5