Открытый урок по математике в 4-м классе
Тема: «Письменное умножение на трехзначное число»
Примакова Наталья Васильевна , учитель начальных классов
Цели:
научить письменно умножать на трехзначное число;
формировать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи;
развивать внимание, память, мышление, воспитание любви к книгам.
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
- Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь выполнять письменное умножение на трехзначное число.
- Уметь выполнять решение примеров по алгоритму.
- Уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Необычность урока состоит в том, что это будет урок – сказка.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Я познакомлю вас с математической версией сказки Алексея Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”.
Звучит песенка Буратино.
2. Устный счет.
Итак, каморка папы Карло. Буратино и Сверчок решают примеры, записанные на холсте.
(100 + 990) : 10 ∙ 55 : 10 =
(16 ∙ 6 + 4) : 25 ∙ 25 =
(45 ∙ 4 + 480) : 6 ∙ 90 =
В это время работа с классом.
У папы Карло был дачный участок, разделенный на две части – огород и сад. Ширина участка 15 метров, под огород он отвел 20 метров, а под сад – 15 метров. Найдите площадь участка.
(20 + 10) ∙ 15, 20 ∙ 15 + 10 ∙ 15 = 450 м²
Рядом с дачным участком он построил себе дом длиной 15 метров и шириной 15 метров. Чему теперь равна площадь участка?
(20 + 10 + 15) ∙ 15, 20 ∙ 15 + 10 ∙ 15 + 15 ∙ 15 = 675 м²
Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке какая-то тайна. Чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые записаны на доске.
Посмотрите на два первых выражения и попытайтесь сформулировать тему урока.
Классная работа.
Умножение на трехзначное число.
4. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы познакомимся с письменным приемом умножения на трехзначное число.
Посмотрите на образцы записи умножения двузначных и трехзначных чисел.
Вспомним алгоритм умножения на трехзначное число.
1 умножение на единицы
2 умножение на десятки
3 умножение на сотни/
По ходу объяснения составляется алгоритм.
5. Открытие нового знания.
О | Умножаю единицы |
Т | Единицы пишем под единицами, десятки запоминаем (первое неполное произведение) |
К | Умножаю на десятки |
Р | Пишем десятки под десятками, сотни запоминаем (это второе неполное произведение) |
Ы | Умножаем сотни |
Т | Пишем сотни под сотнями, тысячи запоминаем (это третье неполное произведение) |
И | Складываю неполные произведения |
Е | Читаю ответ |
Прочитать слово, которое у вас получилось.
Вам открывается тайна: за холстом есть дверь. А что за этой дверью – не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у черепахи Тортилы. Отправляемся в путь.
Физкультминутка.
Подбородком в воздухе написать цифры от 1 до 10.
Знают в мире люди все
2×2 четыре
Руки все пошире
2×3, конечно, 6
Сколько раз надо присесть?
4×2 все скажем 8
И похлопаем в ладоши.
6. Закрепление пройденного (первичное)
Дождавшись утра Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее – маленький домик. В нем жила Мальвина. Она приготовила для нас задания.
Примеры на цветочках.
280 ∙ 952 (4872, 3248, 2436)
136 ∙266 (1516, 1895, 1158)
218 ∙ 268 (2538, 423, 2115)
Выполнив задание Мальвины, Буратино отправился дальше. По дороге он встретил лису Алису и кота Базилио. Они поссорились и разъехались в разные стороны на поездах.
Составьте задачу по схеме:
Очередное препятствие преодолено. Буратино пошел дальше. В лесу он встретил Карабаса-Барабаса. Он готовил себе обед. Решим его хитрые задачи.
Одна утка жарится до готовности один час. За сколько часов зажарятся на одном вертеле сразу две утки? (1 час = 60 минут).
Если петух стоит на одной ноге, он весит три кг. Сколько будет весить петух, если он встанет на две ноги? (3 кг = 3000 г).
И наконец Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много – много зеленых лягушек.
Песенка Тортилы.
Оказывается у Тортилы три ключика от очага в каморке папы Карло и все они волшебные. На каждом из них задание. Если справимся – откроем волшебную дверцу.
7. Дифференцированные задания.
Желтый (1 уровень) стр. 41 № 206 (2) – верхняя строка
Зеленый (2 уровень) x : 262 = 2431; b : 183 = 3149
Красный (3 уровень) Вставить пропущенные числа, выполнив вычисления в столбик:
: 148 = 56
: 808 = 306 (ост. 300)
: 627 = 860 (ост. 300)
: 508 = 390
Проверка.
8. Итог урока.
Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой.
Чему мы сегодня научились?
Откроем потайную дверь.
Преодолев так много испытаний
Вы оказались у дверей в мир знаний.
Открывая вам дверь в науку,
Мы и в жизнь открываем вам дверь.
9. Оценки.
10. Домашнее задание.
Урок окончен.