СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке в 4 классе по теме "Композитор - имя ему народ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный план урока по музыке в 4 классе по теме "Композитор - имя ему народ". В разработке представлен полный перечень оборудования к уроку, цели, задачи и этапы урока 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 4 классе по теме "Композитор - имя ему народ"»

Класс: 4

Четверть: III

Тема урока: «Композитор – имя ему народ»

Цели:

- познакомить детей с зарождением русской народной песни;

- развивать словарь детей на основе эмоционального восприятия произведения;

- способствовать двигательной активности детей при ознакомлении с произведениями;

- способствовать повышению патриотичности на основе восприятия русских народных песен

Задание урока: разучить русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я…»

Оборудование:

- записи (фоно);

- картинки музыкальных инструментов;

- картинки русских народных танцев



Ход урока


этап

содержание

примечания

I. Вход в класс под музыку

«Валенки»

(1 мин)

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!


II. Актуализация знаний

(повторение пройденного материала)

(3-5 мин)

Ребята, вспомним, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке. Какие термины вы узнали?

- На прошлом уроке мы узнали что такое «романс» и «дуэт».

Романс – это музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Дуэт – это ансамбль для двух исполнителей



III. Новое знание

( 7 – 10 мин)

Хорошо, ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое русская народная песня?

-( варианты ответов)

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах находили выражения взгляды народа на окружающий мир. Но в памяти удерживалась только та речь, которая имела вид песни. Возникновение народной песни надо связывать с обрядами, особенно с трудовым процессом. Изначально песня имела практическое значение: она помогала в работе, облегчала её. К своим движениям и рабочему шуму человек «присоединял» возгласы, простые звукоподражания, а позднее возгласы заменились словами и даже целыми фразами.

Так начала зарождаться народная песня, а позднее люди стали петь на праздниках. Они сопровождали свое пение красивыми движениями и нарядной одеждой.

Может быть, вы можете назвать примеры русских народных песен?

- ….. (варианты ответов)

Хорошо! А сейчас я вам предлагаю прослушать русскую народную песню.

Вы внимательно вслушайтесь и скажите, о чем же поет русский народ, какое это произведение по характеру, может быть, вы заметите какие-нибудь особенности.

Внимание! Сели как слушатели

-Эта песня о природе, об отношении человека к ней. Куплеты плавные, мелодичные и спокойные, припевы резвые, веселые, задорные. Интересно, что есть присказка «люли-люли»

-Очень хорошо! Ребята, а вам не захотелось пуститься в пляс? К какому жанру можно отнести это произведение? А какие движения характерны для произведения?

- Это произведение относится к жанру песня и русский хоровод. Для него характерны движения как в хороводе, а так же русские народные пляски

- А давайте попробуем «протанцевать» эту песню?


Ребята, все знают слова русской народной песни «Во поле березка стояла»? песня эта очень большая, в ней 25 куплетов, мы с вами исполним первые три. Если кому-то удобно, то можно танцевать.

Ребята, скажите, пожалуйста, а почему «березу заломаю»? ведь мы с вами говорили, что русский человек любит природу?

-….. (варианты ответов)

На самом деле, ребята, все уходит корнями в прошлое, когда люди еще верили в духов. В Троицу, приблизительно между весной и летом, нужно было отломать от березы небольшую веточку и принести её в дом. Считалось, что изгоняет злых духов. Но это не значит, что березы рубили или ломали.


Скажите, ребята, а два произведения похожи между собой?

- да, это две русские народные песни. В них люди воспевают природу, бережно к ней относятся, любят её. По жанру это песни – хороводы. Они веселые, «заставляют» танцевать и подпевать.

-Хорошо, скажите, ребята, как вы себя чувствуете, когда поете русскую народную песню?

- ( варианты: радость, гордость, счастье)

Здесь же упомянуть об инструментах, показать картинки, спросить, что дети уже знают о русских народных инструментах
























Звучит запись песни «Калинка»







На доске появляются картинки русского хоровода и народных плясок



Водим хоровод вокруг второго ряда


Хоровое исполнение песни «Во поле березка стояла»





IV. Разучивание

(5-10 мин)

Послушайте, пожалуйста, еще одну русскую народную песню, она называется «Пойду ль я, выйду ль я…»


Ребята, все ли слова вам понятны? Слова действительно простые, просто устаревшие. Итак, теперь я пою, а затем мы вместе

Звучит запись песни




Я пою строчку, затем вместе с детьми (дирижирую), после первого исполнения даю указания: округлить гласные, четче произносить слова и т.д.

V. Итог урока

(5 мин)

Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомились с русскими народными песнями. А как вы понимаете название темы урока «Композитор – имя ему народ»?

- Это значит, что люди сами сочиняли песни

- А какие темы народ затрагивал в своих песнях

- Это темы жизни, семьи, природы, труда

- Хорошо, что понравилось на уроке?

-………

-Что не понравилось?

-……..

Спасибо за работу на уроке!

Ребята, дома вспомните, пожалуйста, еще какие-нибудь русские народные песни, может быть у вас есть любимые? Сделайте рисунок к теме «Русская народная песня».

До свидания






















Выход под песню «Ах вы сени, мои сени…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!