СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Композитор - имя ему народ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "Гори,гори ясно, чтобы не погасло"

Тип урока: получение новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Композитор - имя ему народ"»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Композитор – имя ему народ»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема: «Композитор – имя ему народ»

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ



Цель: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны

Задачи урока:

Обучающие: закрепить представления обучающихся о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни; выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека

Развивающие: развивать творческие способности и творческую активность обучающихся

Воспитывающие: повышать уровень музыкальной культуры, на примере русских народных песен; формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны


Задачи формирования УУД.

Регулятивные - планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, осмысление учебных действий, самооценка учебной деятельности.

 Познавательные - овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Личностные - понимание функции музыки в жизни людей, развитие познавательного интереса к  новому учебному материалу, развитие творческих способностей детей.

Коммуникативные - формирование умения аргументировать свои ответы, умения осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Музыкальный материал: Русский хоровод. «Березка».

Р.н.п. «Ах, ты степь широкая».

Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».

Р.н.п. «Эй, ухнем» (припев).

Р.н.п. «Тонкая рябина».

Р.н.п. « На горе-то калина».

Обработки р.н.п. в исполнении ансамбля В.В.Андреева

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс; бубны, ложки, трещетки

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока


Ход урока:

1. Организационный этап. Введение в тему урока.

Вход под музыку. Звучит русский хоровод «Березка».

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «Композитор-имя ему народ». Слайд №1.

- Под какую музыку мы вошли?

- Какой оркестр звучал?

Учитель: Правильно. Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.

- Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

- Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны.

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыке, вспомним особенности жанров русских народных песен.

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков).

Учитель: В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.

2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Слайд №2.

Учитель: Перечислите, какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

(Звучит мелодия песни «Ах, ты степь широкая»)

- Какая песня прозвучала?

- Какой жанр песни?

- Какие особенности у таких песен?

(Звучит мелодия песни «Вниз по матушке по Волге»).

Слайд №3.

- Какая песня прозвучала?

- В каком ладу написана?

Давайте пропоём её на звук «о».

- Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?

Учитель: В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян. «Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов.

- Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

Слайд №4.

Это русская народная песня «Эй, ухнем». Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Слайд№5

Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

- Щедрая, река рек, светлая.

- Назовите жанр этой песни.

Правильно - это лирическая песня.

Учитель: О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

Слайд №6.

(Звучит мелодия песни «Тонкая рябина»).

Учитель: Что это за песня?

С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Молодцы!

Слайд №7.

- Какую вы знаете трудовую песню?

- Какая особенность этих песен?

Ребята исполняют песню «На горе-то калина…»

Песня сопровождается показом.

Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне.

3. Вокально-хоровая работа.

а) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне: до1октавы - ми 2 октавы.

б) Показ песни учителем.

в) Простукивание ритма песни.

г) Разучивание 1 куплета хороводной песни «Во сыром бору тропина»

4. Физкультминутка. «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе

5. Кульминация урока.

Слайд №8.

Давайте исполним один из таких хороводов.

Обучающиеся исполняют знакомую хороводную песни: «На горе-то калина»

Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

Учитель: Назовите мне инструменты русского народного оркестра?

- Вспомните создателя оркестра народных инструментов?

Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев (1861-1918).

Слайд №9.

Учитель: В 1887 году В.В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» - говорил великий русский композитор П.И.Чайковский.

Учитель: Сейчас прозвучит музыка в исполнении этого знаменитого оркестра. А мы с вами представим себя музыкантами и исполним музыку все вместе. (Обучающимся раздаются бубны, ложки и трещётки).

Звучит оркестр народных инструментов (обработка русских народных песен.) Ребята импровизируют на детских музыкальных инструментах

6. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока.

Учитель: В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.В.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Слайд №10.

- Какая тема была сегодняшнего урока?

- Какие песни звучали?

Вы сегодня хорошо работали, молодцы!

7. Домашнее задание

Учитель: Нарисуйте иллюстрацию к вашей любимой русской народной песне.

Учитель: Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)

- Урок окончен. До свидания!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!