Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Композитор – имя ему народ»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема: «Композитор – имя ему народ»
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны
Задачи урока:
Обучающие: закрепить представления обучающихся о разнообразии и особенностях жанров русской народной песни; выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека
Развивающие: развивать творческие способности и творческую активность обучающихся
Воспитывающие: повышать уровень музыкальной культуры, на примере русских народных песен; формировать духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному наследию своей страны
Задачи формирования УУД.
Регулятивные - планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, осмысление учебных действий, самооценка учебной деятельности.
Познавательные - овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Личностные - понимание функции музыки в жизни людей, развитие познавательного интереса к новому учебному материалу, развитие творческих способностей детей.
Коммуникативные - формирование умения аргументировать свои ответы, умения осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Музыкальный материал: Русский хоровод. «Березка».
Р.н.п. «Ах, ты степь широкая».
Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».
Р.н.п. «Эй, ухнем» (припев).
Р.н.п. «Тонкая рябина».
Р.н.п. « На горе-то калина».
Обработки р.н.п. в исполнении ансамбля В.В.Андреева
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс; бубны, ложки, трещетки
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока
Ход урока:
1. Организационный этап. Введение в тему урока.
Вход под музыку. Звучит русский хоровод «Березка».
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «Композитор-имя ему народ». Слайд №1.
- Под какую музыку мы вошли?
- Какой оркестр звучал?
Учитель: Правильно. Под русскую народную мелодию. Звучал оркестр русских народных инструментов.
- Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?
- Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны.
Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыке, вспомним особенности жанров русских народных песен.
Ты откуда русская появилась музыка?
То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?
Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?
Как ты появилась, с самого начала?
В чьём ты сердце билась?
В ком ты зазвучала?
Пролетали утки - уронили дудки.
Пролетали гуси - уронили гусли,
Их весною вешней нашли, не удивились,
Ну, а песня? С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков).
Учитель: В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня на протяжении всей жизни сопровождала человека.
2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
Слайд №2.
Учитель: Перечислите, какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?
(Звучит мелодия песни «Ах, ты степь широкая»)
- Какая песня прозвучала?
- Какой жанр песни?
- Какие особенности у таких песен?
(Звучит мелодия песни «Вниз по матушке по Волге»).
Слайд №3.
- Какая песня прозвучала?
- В каком ладу написана?
Давайте пропоём её на звук «о».
- Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?
Учитель: В этой песне мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян. «Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов.
- Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?
Слайд №4.
Это русская народная песня «Эй, ухнем». Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.
Ты, словно море, весной широка,
Наша красавица Волга река
Пусть над рекой песня летит,
Русская ширь в песне звучит!
Слайд№5
Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.
- Щедрая, река рек, светлая.
- Назовите жанр этой песни.
Правильно - это лирическая песня.
Учитель: О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?
Слайд №6.
(Звучит мелодия песни «Тонкая рябина»).
Учитель: Что это за песня?
С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
- Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Молодцы!
Слайд №7.
- Какую вы знаете трудовую песню?
- Какая особенность этих песен?
Ребята исполняют песню «На горе-то калина…»
Песня сопровождается показом.
Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне.
3. Вокально-хоровая работа.
а) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне: до1октавы - ми 2 октавы.
б) Показ песни учителем.
в) Простукивание ритма песни.
г) Разучивание 1 куплета хороводной песни «Во сыром бору тропина»
4. Физкультминутка. «Земля, воздух, огонь, вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе
5. Кульминация урока.
Слайд №8.
Давайте исполним один из таких хороводов.
Обучающиеся исполняют знакомую хороводную песни: «На горе-то калина»
Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах.
Учитель: Назовите мне инструменты русского народного оркестра?
- Вспомните создателя оркестра народных инструментов?
Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев (1861-1918).
Слайд №9.
Учитель: В 1887 году В.В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а также концертные пьесы В.Андреева.
«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» - говорил великий русский композитор П.И.Чайковский.
Учитель: Сейчас прозвучит музыка в исполнении этого знаменитого оркестра. А мы с вами представим себя музыкантами и исполним музыку все вместе. (Обучающимся раздаются бубны, ложки и трещётки).
Звучит оркестр народных инструментов (обработка русских народных песен.) Ребята импровизируют на детских музыкальных инструментах
6. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока.
Учитель: В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.В.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».
Слайд №10.
- Какая тема была сегодняшнего урока?
- Какие песни звучали?
Вы сегодня хорошо работали, молодцы!
7. Домашнее задание
Учитель: Нарисуйте иллюстрацию к вашей любимой русской народной песне.
Учитель: Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)
- Урок окончен. До свидания!