Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Композитор – имя ему народ»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Тема: «Композитор – имя ему народ»
Тип урока: получение новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: активизировать творческую активность познавательного интереса к наследию нашей страны
Задачи урока:
Обучающие: осознать музыкальную речь как способ общения между людьми
Развивающие: развивать словарь детей на основе эмоционального восприятия произведения
Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к народной музыке
Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные – планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, осмысление учебных действий, самооценка учебной деятельности.
Познавательные – овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Личностные – понимание функции музыки в жизни людей, развитие познавательного интереса к новому учебному материалу, развитие творческих способностей детей.
Коммуникативные – формирование умения аргументировать свои ответы, умения осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование:
компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс;
Ход урока:
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы снова встретимся с удивительным миром музыки
Все ли готовы к работе?
Тогда начинаем
Учитель: Чтобы настроиться на музыкальный лад, предлагаю вам ответить на вопросы теста (вопросы теста смотри в приложении)
Проверка теста
Учитель: Молодцы! Теперь давайте вместе подумаем над такой ситуацией
Театр. На репетицию симфонического оркестра приходит балалаечник. Что скажет ему дирижер?
Ответы детей
Учитель: Верно, балалайка – народный инструмент. Предлагаю вам отгадать несколько загадок о музыкальных инструментах.
У нее душа на распашку.
И хоть пуговки есть – не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
Не птица, а заливается
( гармонь)
Он под шапочкой сидит, не тревожь его молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен будет перезвон- динь – дон – дон
(колокольчик)
Очень весело поет, если дуете в нее.
Вы все на ней играете и сразу отгадаете.
Ду-ду-ду и да-да-да – вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка, а что же это (дудочка)
Учитель: Давайте послушаем оркестр русских народных инструментов
Какие инструменты услышали?
(Ответы детей)
Предлагаю вам музыкальную игру. Мы превратимся в музыкантов
Дети имитируют игру на музыкальных инструментах
2. Изучение новой темы урока.
Учитель: Мы вспомнили название народных инструментов, послушали их звучание и даже перевоплотились в музыкантов, играющих на народных инструментах.
Как вы думаете, о какой музыке пойдет речь на уроке?
(Ответы детей)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством необычного композитора, имя которому – народ. Послушаем музыку разных народов, обсудим услышанное, поговорим о русских народных песнях, разучим народную песню. Но перед тем, как приступить к работе давайте отдохнем.
3. Физкультминутка
Тихо все ребята встали, руки дружно все подняли,
Развели их в стороны, посмотрели ровно ли,
Опустили разом вниз, тихо-тихо все садись.
4.Работа по теме урока.
Учитель: Считается, что народная музыка сформировалась в тот период, когда еще не существовало письменности. То есть пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, все существующее музыкальное творчество передавалось из уст в уста, а значит, имело главную черту народной музыки.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое русская народная песня?
( варианты ответов)
Учитель: В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах находили выражения взгляды народа на окружающий мир. Но в памяти удерживалась только та речь, которая имела вид песни. Возникновение народной песни надо связывать с обрядами, особенно с трудовым процессом. Изначально песня имела практическое значение: она помогала в работе, облегчала её. К своим движениям и рабочему шуму человек «присоединял» возгласы, простые звукоподражания, а позднее возгласы заменились словами и даже целыми фразами.
Так начала зарождаться народная песня, а позднее люди стали петь на праздниках. Они сопровождали свое пение красивыми движениями и нарядной одеждой.
Учитель: Может быть, вы можете назвать примеры русских народных песен?
(варианты ответов)
5. Слушание.
Учитель: Первой прозвучит грузинская нар. песня «Сулико». Это имя девушки. (слушание)
Учитель: Грустная или веселая мелодия прозвучала?
Учитель: В этой песне поется о юноше, который разыскивает могилу своей любимой-Сулико.
Учитель: А вот у японцев песни совсем другие. У этой нации особая культура. Японец может часами смотреть на воду, камень, любоваться цветущей вишней-сакурой. Следующая песня называется «Вишня» (слушание)
Учитель: Следующая мелодия нам очень близка и понятна, потому что сложил ее наш братский украинский народ. У наших народов общая история.
(звучит песня «Несе Галя воду»)
Учитель: И, конечно, мы не можем сегодня не поговорить о русской народной песне. О том, как важна для русского человека песня, говорят многочисленные пословицы о песне.
-Где песня поется, там весело живется.
-Шутки и пение - иногда спасение.
-Какая жизнь – такие и песни.
Песня сопровождала русского человека с первых дней жизни и в последний путь человека провожали песней и плачем. Сейчас мы будем слушать рус. нар. песни и постараемся определить их жанр.
Слушание колыбельной.
-Определите жанр песни.
-Нужно ли было для колыбельной муз. сопровождение? Почему?
-И вот наш малыш подрос, вместе со своими друзьями он поет вот такую песенку.
(слушание песни –заклички «Жаворонки»)
-Определите жанр песни.
Кого звали дети?
Почему дети ждали весну?
-И вот уже пролетело беззаботное детство. Мальчик превратился в сильного юношу. И теперь у него другие песни.
(слушание песни «Во кузнице»)
6. Вокально-хоровая работа.
Учитель: А не захотелось ли вам разучить народную песню? Мы сегодня разучим русскую народную песню «По малину в сад пойдем» 6.Рефлексия. Учитель: Наш урок подходит к концу. Пришло время оценить его и свою работу на уроке.
Ответьте на вопросы.
Вопросы смотри в приложении.
7. Домашнее задание по выбору.
а) найти пословицы и поговорки о песне
б) сделать иллюстрацию к песне прозвучавшей на уроке
Приложение
1.Высокий регистр сравним
а. С пением птички
б. С мяуканьем кота
в. С рычанием льва
2.Название ноты
а. Сахар
б. Соль в. перец
3.Кто писатель
а. Чуковский
б. Чайковский в. Бетховен
4.Мажор-музыкальный лад
а. Веселый
б. Грустный
в. Унылый
5.К народным инструментам относится
а. арфа
б. фортепиано
в. гусли
Урок . Я на уроке. Итог.
Интересно Работал Понял материал
Скучно Помогал другим Узнал больше чем знал
Безразлично Отдыхал Ничего не понял