СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Композитор - имя ему народ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло"

Тип урока: получение новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Композитор - имя ему народ"»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Композитор – имя ему народ»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Тема: «Композитор – имя ему народ»

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: активизировать творческую активность познавательного интереса к наследию нашей страны

Задачи урока:

Обучающие: осознать музыкальную речь как способ общения между людьми

Развивающие: развивать словарь детей на основе эмоционального восприятия произведения

Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к народной музыке


Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные – планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, осмысление учебных действий, самооценка учебной деятельности.

Познавательные – овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Личностные – понимание функции музыки в жизни людей, развитие познавательного интереса к новому учебному материалу, развитие творческих способностей детей.

Коммуникативные – формирование умения аргументировать свои ответы, умения осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование:

компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс;

Ход урока:

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня мы снова встретимся с удивительным миром музыки

Все ли готовы к работе?

Тогда начинаем

Учитель: Чтобы настроиться на музыкальный лад, предлагаю вам ответить на вопросы теста (вопросы теста смотри в приложении)

Проверка теста

Учитель: Молодцы! Теперь давайте вместе подумаем над такой ситуацией

Театр. На репетицию симфонического оркестра приходит балалаечник. Что скажет ему дирижер?

Ответы детей

Учитель: Верно, балалайка – народный инструмент. Предлагаю вам отгадать несколько загадок о музыкальных инструментах.


У нее душа на распашку.

И хоть пуговки есть – не рубашка.

Не индюшка, а надувается,

Не птица, а заливается

( гармонь)


Он под шапочкой сидит, не тревожь его молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

Слышен будет перезвон- динь – дон – дон

(колокольчик)


Очень весело поет, если дуете в нее.

Вы все на ней играете и сразу отгадаете.

Ду-ду-ду и да-да-да – вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка, а что же это (дудочка)


Учитель: Давайте послушаем оркестр русских народных инструментов

Какие инструменты услышали?

(Ответы детей)

Предлагаю вам музыкальную игру. Мы превратимся в музыкантов

Дети имитируют игру на музыкальных инструментах


2. Изучение новой темы урока.


Учитель: Мы вспомнили название народных инструментов, послушали их звучание и даже перевоплотились в музыкантов, играющих на народных инструментах.

Как вы думаете, о какой музыке пойдет речь на уроке?

(Ответы детей)


Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством необычного композитора, имя которому – народ. Послушаем музыку разных народов, обсудим услышанное, поговорим о русских народных песнях, разучим народную песню. Но перед тем, как приступить к работе давайте отдохнем.


3. Физкультминутка


Тихо все ребята встали, руки дружно все подняли,

Развели их в стороны, посмотрели ровно ли,

Опустили разом вниз, тихо-тихо все садись.


4.Работа по теме урока.

Учитель: Считается, что народная музыка сформировалась в тот период, когда еще не существовало письменности. То есть пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, все существующее музыкальное творчество передавалось из уст в уста, а значит, имело главную черту народной музыки.


 Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое русская народная песня?

( варианты ответов)

Учитель: В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах находили выражения взгляды народа на окружающий мир. Но в памяти удерживалась только та речь, которая имела вид песни. Возникновение народной песни надо связывать с обрядами, особенно с трудовым процессом. Изначально песня имела практическое значение: она помогала в работе, облегчала её. К своим движениям и рабочему шуму человек «присоединял» возгласы, простые звукоподражания, а позднее возгласы заменились словами и даже целыми фразами.

   

Так начала зарождаться народная песня, а позднее люди стали петь на праздниках. Они сопровождали свое пение красивыми движениями и нарядной одеждой.

Учитель: Может быть, вы можете назвать примеры русских народных песен?

(варианты ответов)

5. Слушание.


Учитель: Первой прозвучит грузинская нар. песня «Сулико». Это имя девушки.  (слушание)

Учитель: Грустная или веселая мелодия прозвучала?


Учитель: В этой песне поется о юноше, который разыскивает могилу своей любимой-Сулико.

Учитель: А вот у японцев песни совсем другие. У этой нации особая культура. Японец может часами  смотреть на воду, камень, любоваться цветущей вишней-сакурой. Следующая песня называется «Вишня»       (слушание)

Учитель: Следующая мелодия нам  очень близка и понятна, потому что сложил ее наш братский украинский народ. У наших народов общая история.

(звучит песня «Несе Галя воду»)


Учитель: И, конечно, мы не можем сегодня не поговорить о русской народной песне. О том, как важна для русского человека песня, говорят многочисленные пословицы о песне.                              

-Где песня поется, там весело живется.

-Шутки и пение - иногда спасение.

-Какая жизнь – такие и песни.

Песня сопровождала русского человека с первых дней жизни и в последний путь человека провожали песней и плачем. Сейчас мы будем слушать рус. нар. песни и постараемся определить их жанр.

Слушание колыбельной.

-Определите жанр песни.

-Нужно ли было для колыбельной муз. сопровождение?      Почему?

-И вот наш малыш подрос, вместе со своими друзьями он поет вот такую песенку.

(слушание песни –заклички «Жаворонки»)

-Определите жанр песни.

Кого звали дети?

Почему дети ждали весну?

-И вот уже пролетело беззаботное детство. Мальчик превратился в сильного юношу. И теперь у него другие песни.

        (слушание песни «Во кузнице»)


6. Вокально-хоровая работа.

 Учитель:  А не захотелось ли вам разучить народную песню? Мы сегодня разучим русскую  народную песню «По малину в сад пойдем»                                                               6.Рефлексия.                                                                                                                                    Учитель: Наш урок подходит к концу. Пришло время оценить его и свою работу на уроке.

Ответьте на вопросы.

Вопросы смотри в приложении.

7. Домашнее задание по выбору.

а) найти пословицы и поговорки о песне

б) сделать иллюстрацию к песне прозвучавшей на уроке


Приложение

1.Высокий регистр сравним       

а. С пением птички                                                          

б. С мяуканьем кота         

в. С рычанием льва


 2.Название ноты                                                        

  а. Сахар

б. Соль                                                                                                                                               в. перец


3.Кто  писатель        

  а. Чуковский

б. Чайковский                                                                                                                                     в. Бетховен         


4.Мажор-музыкальный лад        

а. Веселый        

б. Грустный        

в. Унылый        


5.К народным инструментам относится

а. арфа

б. фортепиано

в. гусли



Урок .        Я на уроке.        Итог.

Интересно        Работал        Понял материал        

Скучно        Помогал  другим        Узнал больше чем знал        

Безразлично        Отдыхал        Ничего не понял